Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

23 июля 1892 года родился Владимир Яковлевич Климов (1892 — 9.9.1962), академик, конструктор авиадвигателей, Герой Социалистического Труда.

В годы войны его двигатели устанавливались на истребителях А. С. ЯКОВЛЕВА и фронтовых бомбардировщиках В. М. ПЕТЛЯКОВА. В послевоенные годы под руководством Климовабыли разработаны турбореактивные двигатели, которыми были оснащены первые советские реактивные истребители и фронтовые бомбардировщики, в частности, Ил-28. Климов четырежды был удостоен Государственной (Сталинской) премии.
Владимир Климов родился 23 июля 1892 года в городе Москва. Его родители были крестьянами из Владимирской губернии, отец — Яков Алексеевич, Мать, Прасковья Васильевна. Владимир был одним из восьми детей. Свое образование юноша получил в Комиссаровском техническом училище, а позже в государственном техническом университете города Москвы.
Трудовую деятельность начал в октябре 1917 года инженером-конструктором общества Коломенских заводов. С июля 1918 по 1931 год работал старшим инженером-лаборантом, начальником отдела, помощником директора научной автомобильной лаборатории, преобразованной затем в Научный автомоторный институт СССР.
С 1931 года работал начальником технического контроля отдела бензиновых двигателей Центрального института авиационного моторостроения. По совместительству преподавал в Московском высшем техническом училище, Ломоносовском институте и Академии Военно-Воздушного Флота имени Жуковского, руководил кафедрой проектирования двигателей Московского авиационного института.
Помимо этого, он участвовал в разработках различных двигателей, таких как М-12, М-13, М-23, М-100, М-105, ВК-107, ВК-108 и другие. Разработанные им двигатели устанавливались на бомбардировщиках, которые успешно воевали во Второй мировой.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1940 года за выдающиеся достижения в области создания новых типов вооружения, поднимающих оборонную мощь Советского Союза, Климову Владимиру Яковлевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
С началом Великой Отечественной завод, на котором работал Климов Владимир, был эвакуирован в Уфу. Он стал руководить Уфимским моторным заводом №28. Ученый не только наладил серийное производство уже проверенных двигателей, но и улучшал их. После каждого боевого вылета военного самолета ученый получал возможность проверить работу двигателя на практике и устранить случающиеся недочеты.
Около 90% военных самолетов летали на двигателях Владимира Климова. За годы войны он вложил в постройку боевых самолетов более семидесяти тысяч рублей из личных сбережений. Об этом он известил Сталина в письме и получил в ответ одобрение.
После войны в жизни Владимира Климова начался новый этап. Он занялся созданием реактивных авиационных двигателей. Первые прототипы создавались в конце сороковых годов двадцатого века. К 1951 году ученым был сконструирован ВК-1Ф. Такое название получил один из первых на мировом рынке турбореактивных двигателей оснащенных форсажной камерой, который устанавливался на истребителях.
За выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года Климов Владимир Яковлевич награжден второй золотой медалью «Серп и Молот».
В это же время Владимир Климов назначен Генеральным конструктором по авиадвигателям в Союзе. Также он оставался директором завода №117. Помимо конструирования, ученый занимался исследовательской деятельностью, например, изучал теорию смазки. В 1960 году ушел на заслуженный отдых. Последние годы жизни прожил в Москве.
Владимир Яковлевич Климов скончался 9 сентября 1962 года в возрасте семидесяти лет. Похоронен ученый в столице на Новодевичьем кладбище рядом с женой.

Семья Владимира Климова
Отец — Яков Алексеевич Климов из крестьянин д. Аннино Владимирской губернии. С детского возраста отправился в Москву на заработки, поднялся от ученика до хозяина артели мастеровых, работал по строительным подрядам, разбогател, купил в Москве участок земли и построив на нём доходный дом, стал домовладельцем.
Мать — Прасковья Васильевна Устинова из крестьянской семьи соседней деревни Еросово.
Награды Владимира Климова
дважды Герой Социалистического Труда (28.10.1940, медаль № 9; 12.07.1957)
пять орденов Ленина (29.12.1936; 28.10.1940; 30.12.1943; 02.07.1945; 23.07.1952)
орден Суворова 1-й степени (16.09.1945)
орден Суворова 2-й степени (19.08.1944)
орден Отечественной войны I степени (10.06.1945)
орден Трудового Красного Знамени (05.03.1939)
медаль «За боевые заслуги» (05.11.1954)
другие медали
Сталинская премия первой степени (1941 год) — за разработку нового авиационного мотора
Сталинская премия второй степени (1943 год) — за усовершенствование авиационного мотора
Сталинская премия первой степени (1946 год) — за создание нового образца авиационного мотора
Сталинская премия первой степени (1949 год) — за создание двигателя
Память о Владимире Климове
Именем В. Я. Климова названо Научно-производственное объединение им. Климова (в настоящее время АО «ОДК-Климов» в составе Объединённой двигателестроительной корпорации — АО «ОДК», холдинговой компании ГК «Ростех» в сфере двигателестроитения). 23 октября 2017 года на территории предприятия был открыт памятник В. Я. Климову. На здании завода, выходящем на площадь, установлена мемориальная доска. Ежегодно предприятие проводит конкурс им. В. Я. Климова среди петербургских студентов 3-4 курсов бакалавриата, специалитета и магистратуры дневных отделений вузов и техникумов — «климовские» стипендии.
Имя носит площадь на пересечении Большого Сампсониевского пр. и Кантемировской ул. в Выборгском районе Санкт-Петербурга.
Бюст В. Я. Климова установлен в Москве в начале улицы Авиамоторной, на которой расположен ЦИАМ им. Баранова.
В 2002 году именем Владимира Яковлевича Климова была названа улица в Шевченском районе города Запорожье. Также в Запорожье есть парк академика Климова.
В Санкт-Петербурге 23 октября 2017 года Владимиру Климову на территории двигателе-строительного завода «Климов» открыли памятник.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: