Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

20 июля 1906 года (по новому стилю), родился советский полярный летчик, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Илья Павлович Мазурук.

Всю свою жизнь он связал с авиацией. Работал в полярной авиации Главсевморпути, принимал участие в Великой Отечественной войне. Заслуги Ильи Мазурука перед страной были отмечены многочисленными правительственными орденами и медалями.

Илья Мазурук родился в Брест-Литовске (сегодня Брест) в обыкновенной рабочей белорусской семье. С 1915 года вместе с семьей жил в городе Льгове (Курская область). Смог окончить начальную школу, до 1919 года проходил обучение в высшем начальном училище. В 1919-1920 годах трудился чернорабочим на ж/д станции Льгов. Летом 1920 года вместе с семьей переехал в город Ровно (Украина), который вскоре отошел к Польше. Здесь он работал чернорабочим на ж/д станции, а также ночным сторожем в больнице. В апреле 1923 года Мазурук нелегально перебрался через границу и вернулся назад в СССР.

В 1923-1924 годах работал помощником машиниста на электростанции в Липецке, в 1924-1926 годах являлся секретарем волостного комитета комсомола в селе Кузьминские Отвержки (Липецкая область), Липецкого уездного комитета комсомола, а также заведующим школьным отделом Орловского губернского комитета комсомола. В 1926-1927 году был заместителем заведующего агитационно-пропагандистским отделом Орловского горкома партии. В ВКП(б)/КПСС вступил в 1925 году.

В октябре 1927 года по комсомольской путевке был направлен для прохождения службы в военную авиацию. Так начинающий партийный функционер сменил партийную работу на авиацию. В 1928 году Илья Мазурук окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в 1929 году — Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. Был демобилизован в ноябре 1929 года. После этого в 1930-1932 годах работал бортмехаником и летчиком в Гражданском воздушном флоте (в Средней Азии). В апреле-июне 1930 года он принимал участие в боевых действиях против басмачей.

Вот лишь один из эпизодов той поры. 70 защитников Кзыл-Агачинского гарнизона отбивались от наседавших со всех сторон басмачей. Отряды ОГПУ, которые были высланы им на подмогу, еще не подошли. Первыми им на помощь подоспели авиаторы. К тому моменту в крепости закончились патроны, подходило к концу продовольствие, в обрез оставалось запасов воды. На территории крепости советские летчики увидели 2 больших белых полотнища, на которых глиной было написано послание: «Нет патронов». Мазурук в ответ написал записку, состоявшую всего из одного слова: «Держитесь». Он довольно проворно вытащил патроны из пулеметной ленты, завернул их в снятую гимнастерку, после чего сбросил над крепостью. Сверток с патронами попал по назначению. Таких посылок с патронами осажденному гарнизону советские летчики послали не одну. После этого они сами забрасывали басмачей гранатами. За проведение этой операции Мазурук был награжден пистолетом системы «Маузер», содержащим дарственную надпись: «Мазуруку за успешную борьбу с контрреволюцией от коллегии ОГПУ».

В 1930-1938 годах являлся пилотом «Добролета», Гражданского воздушного флота (ГВФ), прошел тренировку в 3-й объединенной школе ГВФ (сегодня это Балашовское ВВАУЛ), совершал полеты на трассах Одесса-Батум, Ташкент и Алма-Ата. С 1932 года работал на Дальнем Востоке. Здесь он трудился во Всесоюзном объединении воздушных сообщений «Трансавиация» — Дальневосточном управлении ГВФ (гидропорт в Хабаровске). Стоит отметить, что Илья Мазурук одним из первых советских пилотов освоил воздушные трассы Дальнего Востока, в частности совершал полеты на Сахалин (как начальник эстафеты), а также на Камчатку. С 1935 года занимал пост командира 13-го гидроотряда Дальневосточного управления ГВФ в Хабаровске.
Так, 27 августа 1932 года Илья Мазурук на самолете В-3 (Junkers W 33) с бортовым номером СССР Л21 совершил первый рейс по маршруту Хабаровск — Иман (Дальнереченск) — Вторая Речка (Владивосток). Эта дата стала считаться днем рождения гражданской авиации Приморского края. В мае 1935 года пилот совершил перелет по маршруту Москва-Сахалин, который занял у него 45 часов. В честь 10-летия Сахалина «За долголетнюю работу по обслуживанию Сахалинской линии» 16 мая 1935 года Указом ЦИК СССР был представлен к первому ордену Красной Звезды. К ноябрю 1936 года он за 2553 летных часа налетал 533 700 километров.

При этом рейсы между Сахалином и Хабаровском были нерегулярными. Часто они связывались с выполнением какого-либо срочного задания. Летчикам приходилось летать в сложных метеоусловиях над тайгой, морем и горами. В то же время работа авиаторов на трассе Хабаровск-Сахалин была бесценной. В 1936 году Илья Мазурук окончил курсы при Батайской летной школе Гражданского воздушного флота. С октября 1936 он трудился летчиком в Полярной авиации. Весной 1937 года в качестве командира самолета ТБ-3 он принял участие в высадке первой дрейфующей научной станции под названием «Северный полюс-1». За мужество и героизм, которые были проявлены при выполнении задания по созданию дрейфующей станции «Северный полюс», Постановлением ЦИК СССР от 27 июня 1937 года Мазуруку Илье Павловичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

В 1938-1947 годах Илья Мазурук занимал пост начальника управления полярной авиации Главсевморпути. Вновь в армии с января 1939 года. В 1939 году он успешно окончил курсы усовершенствования командного состава, которые были организованы при Военно-воздушной академии имени Жуковского. Являлся участником советско-финской войны. В декабре-марте 1940 года был командиром отдельной авиационной эскадрильи ночных бомбардировщиков при командующем ВВС 8-й армии. За время войны совершил несколько боевых вылетов на тяжелых бомбардировщиках ТБ-3.
Илья Мазурук был участником и Великой Отечественной войны. С июля 1941 года он был командиром 2-й авиагруппы ВВС Северного флота, оставаясь при этом начальником управления полярной авиации и заместителем начальника ГУСМП — контр-адмирала Папанина. Полковник Мазурук успел совершить несколько боевых вылетов, в том числе возглавил первый массированный удар советских ВВС по базам немецкого флота, расположенным в Варангер-фьорде. Позднее вспоминал: «Приходилось довольно много летать на боевых самолетах в полярных морских районах, направляя организацию разведки, противодействия надводным и подводным силам противника, спасать иностранных моряков с потопленных судов союзников, которые везли в СССР различные военные грузы».

3 августа 1942 года Илья Павлович Музурук был назначен начальником Красноярской воздушной трассы ВВС Красной Армии, с июня 1943 по июнь 1944 года командовал 1-й перегоночной авиадивизией ГВФ. Данная часть была создана на базе 6-й запасной авиабригады. Дивизия состояла из 5 перегоночных и одного транспортного авиаполков. Красноярская воздушная трасса или перегоночная трасса с территории Аляски в Советский Союз была предназначена для поставок американских боевых самолетов по программе ленд-лиза. Известно, что Илья Мазурук лично перегнал по этой трассе 50 боевых самолетов. Общая протяженность трассы составляла 6306 километров. Она начиналась в Фербенксе (Аляска) и заканчивалась в Красноярске. Административной серединой перегона был Якутск, в котором и размещался штаб 1-й перегоночной авиадивизии ГФВ, а также управление воздушной трассы. В городе базировались 4-й перегоночный и 8-й транспортный авиаполки.

11 мая 1944 года за образцовое выполнение заданий командования по перегонке боевых самолетов для действующих частей ВВС Красной Армии 1-я перегоночная авиадивизия ГВФ была награждена орденом Красного Знамени. При этом в ведении Красноярской воздушной трассы была не только перегонка американских боевых самолетов, которые поставлялись в СССР по ленд-лизу, но и организация и выполнение авиационного обслуживания населения и народного хозяйства огромного региона, которым являлась Сибирь. За 3 года существования трассы ее транспортные самолеты смогли перевезти более 128 371 пассажиров, 18 753 тонны различных грузов, и около 319 тонн почты.

Илья Музурук возглавлял 1-ю перегоночную авиадивизию до июня 1944 года, после чего сдал дела и убыл к новому месту службы, однако Красноярская авиатрасса продолжала действовать до самого конца Великой Отечественной войны. Всего в 1942-45 годах по этой трассе было переброшено 8094 боевых самолета, которыми в дальнейшем были оснащены 250 авиаполков Красной Армии. Всего за это время на части авиатрассы, закрепленной за 1-й перегоночной авиадивизией ГВФ, потерпел катастрофу 81 самолет.

С июня 1944 года по март 1947 года Музурук вновь занимал пост заместителя Главсевморпути, являясь одновременно начальником Управления Полярной авиации. В 1946 году ему было присвоено звание генерал-майора авиации. С 1947 по 1949 год Илья Музурук занимал пост заместителя начальника Научно-исследовательского института Гражданского воздушного флота. С ноября 1949 года являлся начальником летной инспекции — заместителем начальника Управления Полярной авиации. Принимал участие в высокоширотной воздушной экспедиции «Север-5» (в 1950 году), а также эвакуации дрейфующей полярной станции «Северный полюс-2» (в 1951 году). С февраля 1953 года находился в запасе. В 1937-1950 годах являлся депутатом Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созывов.

Уйдя в запас, продолжил свою работу в Полярной авиации. Принял участие еще в 5 высокоширотных воздушных экспедициях с 1954 по 1961 год. С 1956 по 1957 годы занимал должность командира летного отряда морской части Второй комплексной Антарктической экспедиции. 18 марта 1957 года Илья Музурук на самолете Ан-2 впервые в мире совершил посадку на вершину айсберга в Антарктиде. Всего он выполнил 254 полета с посадками на дрейфующие льды.

Илья Мазурук жил и работал в Москве. Здесь он написал книги «Аэронавигация», «Над Арктикой и Антарктидой. Полярная авиация СССР». Скончался известный летчик 2 января 1989 года в возрасте 82 лет. Был похоронен на Троекуровском кладбище столицы.

За годы своей службы генерал-майор авиации (звание присвоено в 1946 году) Илья Павлович Мазурук был награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, тремя орденами Отечественной войны I степени, тремя орденами Красной Звезды, двумя орденами Трудового Красного Знамени, многочисленными советскими медалями и иностранными наградами. Именем известного летчика были названы улицы в Бресте, Липецке и поселке Сеймчан (Магаданская область). Поселок в годы Второй мировой войны был частью Алсиба (воздушной трассы Аляска-Сибирь). В 2006 году в Белоруссии в память об Илье Павловиче Мазуруке был выпущен почтовый конверт с его изображением.

По материалам из открытых источников.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: