Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

12 июля 1960 года Атомная подводная лодка К-19 вошла в состав Военно-Морского флота.

Атомная подводная лодка К-19
Подводная лодка К-19 — атомная подводная лодка проекта 658 с баллистическими ядерными ракетами. Являлась первой АПЛ Советского Союза оснащенной баллистическими ракетами. За многочисленные аварии лодка имела неофициальное прозвище «Хиросима». Проект подлодки был разработан в ЦКБ-18, ЦКБМТ «Рубин», технический проект разработал главный конструктор Игорь Борисович Михайлов, строительство осуществлял главный конструктор Сергей Никитич Ковалёв. Всего с момента постройки «К-19» прошла 332 396 миль за 20 223 ходовых часа. Выполнила 6 боевых служб общей длительностью 310 суток, осуществила пуск 22 баллистических ракет, провела 60 торпедных стрельб. История аварии в 1961 году на советском атомном подводном ракетоносце легла в основу американского художественного фильма «К-19: Оставляющая вдов».
Тактико-технические характеристики атомной подводной лодки К-19

17 сентября 2009 года в Московской области состоялось открытие памятника атомной подводной лодке К-19. Бывший старший матрос АПЛ К-19, выкупивший рубку подлодки, установил ее на берегу Подмосковного Пяловского водохранилища и обустроил мемориал, который служит и местом встречи бывших подводников К-19, и памятником всем погибшим.
В 2003 году АПЛ К-19 была отправлена на утилизацию на завод «Нерпа», несмотря на просьбы о превращении лодки в музей. Долгое время ограждение рубки находилось возле автостоянки, напротив проходной СРЗ «Нерпа», пока его на собственные средства не выкупил Владимир Романов, когда-то служивший на лодке старшим матросом.
19 июля 2002 года Американская историческая драма режиссера Кэтрин Бигелоу «K-19» вышла в прокат. Кинокартина основана на реальных событиях и повествует о событиях 1961 года, когда на советской АПЛ К-19 произошла авария ядерной силовой установки с человеческими жертвами. Фильм демонстрирует мужество и героизм, проявленные экипажем подлодки.
19 апреля 1990 года подводная лодка К-19 выведена из боевого состава ВМФ СССР в резерв, уже после этого переименована в БС-19. Несмотря на все старания ветеранов-подводников, пытавшихся сохранить первый атомный подводный ракетный крейсер, был утилизирован. Сохранилась лишь рубка. Планировался перевоз ее в Москву, но в результате рубка так и осталась в Снежногорске, Мурманская область, перед судоремонтным заводом «Нерпа», где ее позднее отремонтировали.
В 1979 году атомная подводная лодка К-19 была признана утратившей значение как крейсер-ракетоносец и переоборудована в лодку связи по проекту 658С.
24 февраля 1972 года Произошел пожар на атомной подводной лодке К-19. Авария на борту подлодки в 8 и 9 отсеках унесла жизни тридцати моряков. Субмарина проекта 658 была первым советским атомным ракетоносцем с баллистическими ядерными ракетами. За многочисленные аварии подводная лодка К-19 имела на флоте неофициальное прозвище «Хиросима».
15 ноября 1969 года в результате маневра АПЛ К-19 произошло столкновение с американской подлодкой USS Gato, которая увеличивала глубину с 60 до 90 метров. Получив значительные повреждения носовой части, лодка все же смогла самостоятельно вернуться на базу в надводном положении. Пострадавших на борту не было. Позже стало известно, что командир торпедного отсека лодки США, приняв столкновение за намеренный таран, пытался торпедировать К-19, но американский капитан вовремя отменил его приказ. После этого в американских ВМС ввели запрет на самостоятельные решения офицеров об атаке без разрешения на то командира корабля.
14 декабря 1963 года подлодка К-19 вышла на государственные испытания и осуществила подводный пуск ракеты Р-21. В последующие годы совершила ряд боевых дежурств с выполнением ракетных и торпедных стрельб, неоднократно с оценкой «отлично».
15 октября 1963 года АПЛ К-19 была спущена на воду после ремонта и модернизации.
30 января 1962 года по решению Совета Министров СССР атомная подводная лодка К-19 была принята на «Севмашпредприятие» в Северодвинске, Архангельская область, на восстановительный ремонт с заменой реакторного отсека. В ходе ремонта К-19 также модернизировали по проекту 658М, сменив комплекс Д-2 на Д-4 с ракетами подводного старта Р-21.
4 июля 1961 года при возвращении на базу после участия в учениях «Полярный круг» в 70 милях от острова Ян-Майен произошла авария правого реактора АПЛ К-19. Подлодка была отбуксирована на базу. В результате сильного облучения c 10 по 23 июля скончались 8 человек, а впоследствии ушел из жизни командир БЧ-5 капитан 3 ранга Анатолий Козырев.
12 ноября 1960 года Государственная комиссия СССР подписала приемный акт о завершении государственных испытаний первой субмарины проекта 658 с баллистическими ракетами Р-13. Подводная лодка К-19 войдя в состав ВМФ, стала главной ударной силой Северного флота СССР.
По замыслам ей пророчилось сыграть роль решающего аргумента в «холодном» противостоянии России и США. Первым командиром субмарины назначен Николай Владимирович Затеев.
13 июля 1960 года Военно-морским флотом начаты ходовые испытания подводной лодки К-19 в Балтийском и Северном морях. Активно проводилась отработка различных возможностей и чрезвычайных ситуаций, а также обучение личного состава подводной субмарины.
12 июля 1960 года на первой атомной подводной лодке Советского Союза с баллистическими ракетами К-19 поднят флаг Военно-Морского флота. С этого дня, судно вошло в состав ВМФ.
11 октября 1959 года на судостроительном заводе в Санкт-Петербурге торжественно спущена на воду К-19, первая Советская атомная подводная лодка, проекта 658, с ядерным оружием.
17 октября 1958 года в городе Санкт-Петербург состоялась торжественная церемония закладки атомной подводной лодки проекта 658 с баллистическими ядерными ракетами К-19.
25 августа 1956 года принято постановление Совета министров СССР № 1601-892 о разработке атомного подводного ракетоносца проекта 658. Для ускорения разработки эскизный проект не выполнялся. Первоначальным техническим заданием предполагалось вооружение ракетоносцев ракетами Р-11ФМ и Р-13 с надводным стартом. Позднее требование об использовании ракет Р-11ФМ было снято. Головной организацией по разработке лодки было назначено ЦКБ-18.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: