Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

9 июля 1945 года Народный комиссар внутренних дел СССР Лаврентий Павлович Берия стал Маршалом Советского Союза.

Летом 1938 года И.В. Сталин вызвал его в Москву. 22 августа 1938 года Лаврентий Берия был утвержден первым заместителем наркома внутренних дел.
Ему было присвоено звание комиссара госбезопасности 1-го ранга.
29 сентября 1938 года назначен начальником ГУГБ НКВД.
В ноябре 1938 года после снятия Николая Ивановича Ежова с поста наркома внутренних дел его место занял Лаврентий Берия. Свой пост наркома внутренних дел он сохранил до 29 ноября 1945 года.
30 января 1941 года ему было присвоено звание генерального комиссара госбезопасности.
С 5 марта по 26 июня 1953 года – министр внутренних дел СССР.
С 1939 года Лаврентий Берия кандидат в члены Политбюро ЦК, а с 1946 года – член Политбюро.
С 3 февраля 1941 года до своего ареста в 1953 году он являлся заместителем Председателя СНК СССР, а затем 1-м заместителем председателя Совета министров СССР.
С 30 июня 1941 года по 4 сентября 1945 года – член ГКО СССР, а с 16 мая 1944 года по 4 сентября 1945 года – заместитель председателя ГКО.
С апреля 1941 года курировал еще и наркоматы цветной металлургии, угольной, нефтяной и лесной промышленности; а во время войны ГКО возложил на него контроль над такими важными оборонными отраслями, как производство минометного вооружения, боеприпасов, самолетостроения и моторостроения, танковая промышленность.
За достижения в производстве боеприпасов ему в 1943 году было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
***
Когда началась Великая Отечественная война, то военнослужащие пограничных и внутренних войск не только задерживали на несколько часов, а порой и суток стремительное наступление войск вермахта, но и охраняли мосты и многочисленные переправы, по которым на Восток эвакуировались мирные жители вместе с отступающей Красной Армией. Свои позиции пограничники и военнослужащие внутренних войск оставляли только в двух случаях – по приказу командования или когда уже некому было держать оружие в руках – все погибли.
А героическая оборона Сталинграда? Кто первым принял на себя удар и сдерживал натиск противника до прихода дивизий Красной Армии? 10-я стрелковая дивизия внутренних войск НКВД (с 14 ноября 1942 года – Сталинградская). По далеко не полным данным, только частями этой дивизии было истреблено свыше 21 тысячи немецких солдат и офицеров, уничтожен 121 танк, около 30 орудий, до 60 минометов, 138 пулеметов противника. Советское правительство высоко оценило доблесть, наградив дивизию орденом Ленина. Двадцать чекистов из числа военнослужащих 10-й дивизии были удостоены звания Героя Советского Союза (9 из них не дождались дня Победы), пять человек стали кавалерами орденов Славы всех трех степеней.
Историй, когда в оборонительных сражениях погибали полки, а порой и целые дивизии внутренних войск, много. Фактически войска НКВД выполняли задачи Красной Армии, хотя и не предназначались для этого. У внутренних войск во время войны свой спектр задач: охрана стратегически важных объектов (предприятий промышленности, складов, мостов, аэродромов и т. п.); охрана тыла действующей армии (борьба с диверсантами, контрольно-пропускной режим и т. п.); охрана военнопленных и т. п. Другое дело, что, например, в первые месяцы Великой Отечественной войны внутренние войска оказались боеспособнее, чем Красная Армия.
В чем причина высокой боеспособности войск Лубянки? Ответ очевиден — в командирах и морально-воспитательной работе, проводимой в войсках. И в этом заслуга Лаврентия Берии как руководителя наркомата. Вы скажете, так он же лично не командовал дивизиями НКВД и пограничными отрядами. А маршал Георгий Жуков тоже не поднимал солдат в атаку, но почему-то его называют маршалом победы…
Другой малоизвестный факт. За годы войны НКВД СССР во главе с Берия построил 842 аэродрома, 3573 километра железных дорог, 1058 километров нефтепроводов, 4700 км шоссейных дорог, десятки авиазаводов и так далее. Смог бы Георгий Жуков, если бы не было системы коммуникаций, полностью реализовать свой полководческий талант? Нет, не смог. Армия бы не смогла двигаться вперед из-за отсутствия подвоза топлива для бронетехники и грузовиков, боеприпасов и продовольствия. Да и раненых в тыл сложно было бы эвакуировать. А ведь многие после лечения вновь возвращались в строй. Так что и здесь Лаврентий Берия, как руководитель наркомата, отличился.
Можно вспомнить, что во время войны Берия курировал выпуск боеприпасов, вооружения и танков. При этом, вопреки стереотипам, Берия отнюдь не был жестоким тираном. Напротив, он пытался создать максимально приемлемые условия для всех, кто работал во благо советского государства.
Советский Союз никогда не выиграл бы Великую Отечественную войну, не будь у него развитой системы спецслужб – тех самых «бериевских соколов». Разведка велась в тылу противника, в самой Германии, в странах – союзниках. На фронте с гитлеровцами бесстрашно сражались «смершевцы». Несколько месяцев – «срок жизни» оперуполномоченного лейтенанта или капитана контрразведки «СМЕРШ».
Развертывание партизанского движения в тылу противника, диверсии против гитлеровских войск, специальные операции, борьба с диверсантами и шпионами противника в советском тылу, ликвидация бандитизма – вот далеко не полный перечень тех дел, которыми занимались в годы войны непосредственные подчиненные Лаврентия Берии, чьи заслуги по достоинству отметил верховный главнокомандующий Иосиф Виссарионович Сталин, присвоив ему звание маршала Советского Союза.
Имя маршала Берии просто невозможно не упомянуть, говоря о советском атомном проекте. Несмотря на то, что советскую атомную бомбу создавали ученые – ядерщики, колоссальная роль Берии в появлении у СССР ядерного оружия не вызывает никаких сомнений. Именно под руководством Берии действовала советская внешняя разведка, которая и получила информацию о проектах по созданию ядерного оружия в Великобритании, США и Германии.
11 февраля 1943 года И.В. Сталин подписал постановление о разработке программы работ по созданию атомной бомбы. Первоначально курировать советский атомный проект должен был Вячеслав Михайлович Молотов, но практически сразу Сталин понял, что такая задача под силу лишь Лаврентию Павловичу Берии. 3 декабря 1944 года Сталин подписал распоряжение: «Возложить на т. Берия Л.П. наблюдение за развитием работ по урану».
Игорь Курчатов, «отец» советской атомной бомбы, впоследствии признавал: «Если бы не он, Берия, бомбы не было бы…»
И это действительно так. Лаврентий Берия не просто обеспечил советских ученых данными внешней разведки. Он организовал развитую систему обеспечения атомного проекта – кадрового, материального, технического, организационного. Были пересчитаны все ученые – ядерщики, сведены в коллективы, начата ускоренная подготовка молодых специалистов. В результате за 3,5 года в стране, разрушенной войной и параллельно отстраивавшей уничтоженную гитлеровцами инфраструктуру, с нуля была создана атомная промышленность. Не только ядерное оружие, но и атомные электростанции, ракеты, космические корабли – следствие той активности, которую развернул Лаврентий Берия, когда руководил Специальным комитетом…

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: