Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

2 июля 1936 году балтийские эсминцы «Войков» и «Сталин» впервые в истории военного флота в течение одной навигации совершили переход из Кронштадта во Владивосток Северным морским путем.

Это стало важным историческим событием. Оно позволило усилить Тихоокеанский и Северный флоты. Появилась возможность быстро перебрасывать суда с флота на флот. Великая Отечественная война показала огромное значение таких переходов.
***
Необходимо признать, что освоение Северного морского пути для российских полярников и моряков гражданского и военного флота было долгим, трудным и героическим делом.
Первое сквозное плавание в направлении с востока на запад, с зимовкой у полуострова Таймыр, совершила гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под руководством Б.А.Вилькицкого на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» в 1914-1915 годах. Это плавание стало также первым сквозным прохождением Северного морского пути российской экспедицией.
Впервые по Северному морскому пути за одну навигацию с запада на восток в 1932 году прошел с экспедицией Отто Шмидта ледокольный пароход «Александр Сибиряков». В следующем году в этом же направлении прошел до островов Диомида в Беринговом проливе пароход «Челюскин». Капитаном обеих этих пароходов был В.И.Воронин.
Первое сквозное плавание в направлении с востока на запад по Северному морскому пути в 1934 году за одну навигацию прошел ледорез «Ф.Литке» (капитан Н.М.Николаев). Затем этим же путем в 1935 году прошли пароходы «Сталинград» (капитан А.П.Мелехов) и «Анадырь» (капитан П.Г.Миловзоров).
Первая транспортная операция на Северном морском пути выполнена лесовозами «Искра» (капитан В.Ф.Федотов) и «Ванцетти» (капитан Г.П.Бютнер), которые доставил груз из Ленинграда во Владивосток с 8 июля по 9 октября 1835 года.
Морская дорога по арктическим морям вдоль северных берегов нашей Родины уверенно осваивалась. После успешных плаваний по Северному морскому пути торговых судов настало время проверить, смогут ли пройти этим же путем военные корабли.
Честь стать кораблями-первопроходцами выпала двум кораблям Балтийского флота, переданным в состав Тихоокеанского флота: эскадренным миноносцам типа «Новик» — «Сталин» (командир — капитан-лейтенант В.Н.Обухов, комиссар — старший политрук Н.Н.Мильграм, инженер-механик — военинженер 3 ранга В.К.Ольховиченко) и «Войков» (командир — капитан 3 ранга М.Г.Сухоруков, комиссар — политрук П.Е.Смирнов, инженер-механик — военинженер 3 ранга В.Ф.Бурханов).
Командиром отряда был назначен капитан 1 ранга Евдокимов Петр Александрович. Технической частью подготовки кораблей к ледовому плаванию руководил военинженер 3 ранга А.И.Дубравин.
У военных моряков в то время не было опыта плавания в полярных морях, поэтому на каждый эсминец направили в качестве ледовых лоцманов опытнейших полярных капитанов торгового флота. С командиром Обуховым пошел П.Г.Миловзоров, а с Сухоруковым — Н.М.Николаев.
***
Эскадренные миноносцы «Сталин» и «Войков» вышли из Ленинграда в ночь на 3 июля 1936 года. Часть пути по Беломорско-Балтийскому каналу эсминцы прошли под буксирами, часть (от р. Карелка до Вознесенья) – поочередно в плавучем доке. С выходом в Белое море были произведены монтажно-погрузочные работы, и к 29 июля оба эсминца были готовы к переходу. 30 июля корабли прошли Горло Белого моря и направились, как тогда говорили, «в точку В».
К месту встречи у полярной станции в проливе Маточкин Шар, разделяющем Новую Землю на две части, «Анадырь» пришел первым. Ледорез «Ф.Литке» с начальником экспедиции О.Ю. Шмидтом, эсминцы и танкеры подошли 1 августа. Эсминцы «Сталин» и «Войков» пополнили запас топлива с танкеров, а с парохода «Анадырь» получили свежие овощи. В тот же день ледорез «Ф.Литке» провел караван судов в Карское море.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: