Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

1 июля 1889 г. родилась Вера Игнатьевна Мухина — советский скульптор-монументалист. С 1947 года по 1953 год — член Президиума АХ СССР. Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1943). Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1951, 1952).

Вера Игнатьевна Мухина родилась 19 июня (1 июля) 1889 года в Риге Лифляндской губернии Российской империи в семье известного коммерсанта и мецената Игнатия Кузьмича Мухина. Родительский дом в Риге сохранился — улица Тургенева, дом 23/25. Родители относились к купеческому сословию, предки Мухиной жили в Риге после Отечественной войны 1812 года. Семья была состоятельная: в 1937 году у Веры Игнатьевны открылось наследство в 4 миллиона латов.
Детские и девические годы 1892—1904 Вера Мухина провела в Феодосии, куда увёз её отец, опасавшийся за здоровье дочери. Вере было два года, когда от туберкулёза умерла её мать. В Феодосии будущая художница получила первые уроки рисунка и живописи. Здесь она жила до 1904 года, когда умер её отец. Веру и её старшую сестру Марию приютили дяди и тёти, жившие в Курске, где Вера с отличием окончила гимназию. Затем обе девушки переехали в Москву и поселились на Пречистенском бульваре.
В Москве Вера Мухина училась живописи в студиях К. Ф. Юона, И. О. Дудина и И. И. Машкова. На Рождество 1912 года, когда Вера Мухина находилась в дядином имении в Смоленской губернии, с ней произошёл несчастный случай: во время катания с горы на санках она врезалась в дерево, сучок которого отрезал ей нос. Нос пришили в смоленской больнице, но шрамы, несмотря на восемь последующих пластических операций, остались на лице Веры Мухиной на всю жизнь. К тому же лицо девушки, восстановленное французскими хирургами, стало другим: по-мужски большим, грубоватым и очень волевым. После этого о балах, которые так любила Вера, пришлось забыть.
В 1912—1914 годах Вера Мухина жила в Париже, где училась в частной студии Коларосси и при этом посещала Академию Гранд Шомьер, в которой училась у французского скульптора-монументалиста Э. А. Бурделя. Позже Вера Игнатьевна Мухина путешествовала по Италии, изучая скульптуры и живопись периода Ренессанса.
В Москву Вера Мухина вернулась летом 1914 года, а через две недели началась Первая мировая война. Окончив курсы медсестёр, Вера стала работать в военном госпитале. Здесь она в том же 1914 году познакомилась с молодым военным врачом Алексеем Замковым. В 1918 году Вера Игнатьевна вышла за Алексея Замкова замуж.
После Октябрьской революции был принят «Ленинский план монументальной пропаганды», в рамках которого скульпторы получали от государства заказы на создание городских монументов. Мухина в 1918 году выполнила проект памятника просветителю и публицисту Н. И. Новикову. Проект получил одобрение Наркомпроса, но макет памятника, выполненный из глины и хранившийся в неотапливаемой мастерской, растрескался от холода, так что проект остался неосуществлённым.
Кроме этого, в рамках работы по монументальной пропаганде Мухина создала эскизы скульптур «Освобождённый труд» и «Революция» (1919), а также памятников В. М. Загорскому (1921) и Я. М. Свердлову (также известен как «Пламя революции», 1923). В 1923 году Вера Мухина вместе с А. А. Экстер оформила павильон газеты «Известия» на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве.
В 1925 году совместно с модельером Н. П. Ламановой получила на выставке в Париже гран-при за коллекцию элегантной женской одежды, изготовленной из дешёвых грубых материалов — ткацкого сукна, бязи, холста и бумазеи (пояса были сделаны из крашеного гороха, шляпы — из рогожи, а пуговицы вытачивали из дерева). Платья украшал оригинальный орнамент, включая придуманный Мухиной «петушиный узор».
В 1926—1927 годах В. И. Мухина преподавала в классе лепки Художественно-промышленного техникума при музее игрушки, в 1927—1930 гг. года — в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН). В 1927 году созданная Мухиной скульптура «Крестьянка» была удостоена 1-й премии на выставке, посвящённой 10-летию Октября; позднее скульптура была куплена музеем Триеста, а после второй мировой войны перешла в собственность музея Ватикана в Риме.
Самой знаменитой композицией Мухиной стал 24-метровый монумент «Рабочий и колхозница», который был установлен в Париже на Всемирной выставке 1937 года. Композиция В. И. Мухиной венчала советский павильон, спроектированный архитектором Б. М. Иофаном. По замыслу Мухиной, солнце фронтально освещало монумент, создавая эффект сияния; обе фигуры при всей массивности казались летящими.
Ощущение полёта усиливал введённый Мухиной в композицию длинный развевающийся шарф; в результате скульптурная группа отличалась необыкновенной экспрессией и энергетикой, символизируя устремлённый к новым победам Советский Союз. Монумент оценивался французской прессой как «величайшее произведение скульптуры XX века», а Пабло Пикассо писал:
Как прекрасны советские гиганты на фоне сиреневого парижского неба.
После закрытия выставки монумент в разобранном виде перевезли в Москву и в 1939 году установили недалеко от северного входа на Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ), однако дизайнерское решение Мухиной было разрушено: скульптуру разместили на низком постаменте и спиной к солнцу, так что ощущение полёта исчезло. Мухина откомментировала произошедшую с монументом метаморфозу так: «Статуя ползает по земле».
Тем не менее монумент стал одним из символов новой Москвы, а с 1947 года эта скульптура является эмблемой киностудии «Мосфильм». В 2003—2009 годах монумент реставрировали; теперь он был установлен на сооружении-пьедестале, по внешнему виду и высоте приближенном к Парижскому павильону 1937 года.
В 1938—1939 годах В. И. Мухина работала над скульптурами для Щусевского Москворецкого моста: «Гимн Интернационалу», «Пламя революции», «Море», «Земля», «Плодородие», «Хлеб». «Хлеб» (1939) — это единственная композиция, осуществлённая В. И. Мухиной, остальные были воссозданы по эскизам после её смерти.
С октября 1941-го по май 1942 года Вера Мухина жила и работала в городе Каменске-Уральском, тогда Челябинской области. Коттедж № 4, где она жила, сохранился. В 1945 году В. И. Мухину пригласили в Ригу — в качестве эксперта для художественной оценки Памятника Свободы, над которым нависла угроза сноса.
Но Мухина — вопреки мнению партийных функционеров — решительно выступила в защиту памятника, и он избежал сноса. Сама же В. И. Мухина в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время создала галерею скульптурных портретов: полковников И. Л. Хижняка и Б. А. Юсупова, балерины Г. С. Улановой, хирурга Н. Н. Бурденко.
Она много и плодотворно трудилась, находя при этом новые формы пластического выражения своих идей. Так, в 1947 году она продемонстрировала на выставке в Русском музее отлитый из матово-голубого стекла портрет учёного-химика Н. Н. Качалова, известного своими работами в области оптического стекла и художественного стеклоделия.
В. И. Мухина — автор двух памятников Максиму Горькому: один из них был установлен в 1943 году в Москве у Белорусского вокзала, другой — в 1952 году в городе Горьком. Некоторые проекты скульптора так и остались неосуществлёнными, в том числе памятники Я. М. Свердлову, В. И. Ленину и челюскинцам.
Наиболее романтичным и вдохновенным среди всех работ Веры Мухиной считают памятник П. И. Чайковскому, установленный в 1954 году во дворе Московской консерватории на Большой Никитской улице. Эта скульптурная композиция располагается перед главным фасадом консерватории и является доминантой всего архитектурного комплекса. Мухина изобразила великого композитора в момент творческого вдохновения, и кажется, что он прислушивается к музыке, которая льётся из консерваторских окон, непроизвольно дирижируя в такт ей.
С 1947 года по 1953 год В. И. Мухина — член Президиума АХ СССР. Академик АХ СССР (1947). Вера Игнатьевна Мухина скончалась 6 октября 1953 года. Причиной смерти стала стенокардия. Похоронена она в Москве на Новодевичьем кладбище. В честь скульптора был назван кратер Мухина на Венере.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: