Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Праздничные,Знаменательные и Памятные даты. 29 июня

Знаменательная дата

 

29 июня День партизан и подпольщиков

День партизан и подпольщиков

29 июня ежегодно отмечается День партизан и подпольщиков. 11 апреля 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России», на основании которого День партизан и подпольщиков был включен в список памятных дат и получил официальный статус.

Партизан и подпольщиков времён ВОВ вспоминают 29 июня потому, что именно в этот день трагического 1941-го Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) издал Директиву, адресованную партийным и советским организациям, действовавшим в прифронтовых районах страны, о необходимости создания на оккупированной врагом территории организованного партизанского сопротивления. Директива предписывала: «создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями армии противника в занятых им областях…, создавать для врага и всех его пособников невыносимые условия, преследовать их на каждом шагу и уничтожать, срывать любые их мероприятия».

День партизан и подпольщиков введен в российский календарь памятных дат в 2010 году по инициативе Брянской областной думы «в знак памяти самоотверженной борьбы в тылу врага партизан и подпольщиков, внесших значительный вклад в победу советского народа над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». В период Великой Отечественной войны на территории Брянской области, которая была оккупирована немецкими войсками с октября 1941 года до сентября 1943 года, действовало 139 партизанских отрядов. Участниками партизанского движения были свыше 60 тысяч человек, 16 тысяч из них награждены орденами и медалями, 12 человек за подвиги и героизм удостоены звания Героя Советского Союза, три человека — звания Героя России.

Вся Белоруссия, Брянщина, Смоленщина и Орловщина, многие области Украины, Крым и южные регионы РСФСР были охвачены хорошо организованной партизанской борьбой.

Партизанские формирования создавались по принципу добровольности. В них вступали мужчины, женщины, подростки — люди разных национальностей и вероисповеданий, было много военнослужащих, оказавшихся в окружении или бежавших из плена. Они вносили в партизанское движение организованность и дисциплину, военно-технические знания и боевой опыт. Некоторые отряды полностью состояли из военнослужащих.

На вооружении партизан было в основном стрелковое оружие, в некоторых отрядах (соединениях) имелись минометы, артиллерийские орудия и даже танки. Лица, вступавшие в партизанские формирования, принимали присягу и подчинялись требованиям воинской дисциплины.

День партизан и подпольщиков

В 1943 году рядом законодательных актов партизаны были приравнены к военнослужащим.
Всего в 1941-44 годах в тылу врага действовало 6 200 партизанских отрядов общей численностью в 1 млн. человек. С 1942 года в тылу у противника образовывались целые «партизанские края», в которых восстанавливалась советская власть. Особую роль они сыграли в нарушении тыловых коммуникаций. За годы войны ими было произведено 20 тысяч крушений поездов, уничтожено 2500 паровозов, подорвано 12 тысяч мостов на железных, шоссейных и грунтовых дорогах, 42 тысяч автомашин, 350 тысяч вагонов, цистерн и платформ, выведено из строя 6 тысяч танков и бронемашин, сбито в воздухе и взорвано на аэродромах 1100 самолетов, уничтожено более 600 тысяч и взято в плен более 50 тысяч солдат и офицеров противника. Такого количества живой силы и техники хватило бы для создания крупной стратегической группировки врага.

Более 311 тысяч партизан были награждены орденами и медалями. 249 партизанам было присвоено звание Героя Советского Союза, а двое руководителей партизанского движения С.А. Ковпак и А.Ф. Федоров были удостоены этого высокого звания дважды.
В настоящее время многие документы, рассказывающие об истинном подвиге партизан и подпольщиков в годы войны, еще хранятся в государственных архивах под грифом «Совершенно секретно». Возможно, введение этой «военной» памятной даты послужит поводом к исследованиям и открытию неизвестных страниц партизанской славы.

День партизан и подпольщиков позволил увековечить память о павших народных мстителях и одновременно в этот день отдаются почести ныне живущим партизанам и подпольщикам, действовавшим в тылу врага, благодаря которым в 1945 году была освобождена Родина.

29 июня День кораблестроителя.

29 июня, начиная с 2017 года в России, по инициативе Минпромторга России и акционерного общества «Объединённая судостроительная корпорация» (АО «ОСК»), отмечается День кораблестроителя.

Традиции кораблестроения в нашей стране имеют давние корни и славную историю. Так, одно из древнейших судов, обнаруженных на территории России, датируют 5 веком до н.э. Первые палубные суда строили на Руси в 12 веке, а организованное морское судостроение началось в конце 15 века. Тогда в Соловецком монастыре основали верфь для постройки промысловых судов. Первое морское судно было построено в 1634 году в Нижнем Новгороде. Правда, оно было «иноземной конструкции», но построено русскими мастерами.

День кораблестроителя

Дата 29 июня выбрана для праздника в связи с тем, что в этот день в 1667 году был издан указ царя Алексея Михайловича о строительстве первого русского корабля — фрегата «Орёл».
Первые государевы парусные суда в России начали строить на основанной в 1667 году по указу царя Алексея Михайловича верфи в селе Дединово (тогда Коломенского уезда). Жители этих мест издавна славились умением строительства деревянных судов. На Дединовской верфи в 1667-1669 годах и был построен первенец русского военно-морского флота — фрегат «Орёл», предназначавшийся для охраны русских торговых судов на Каспийском море. Российское историческое общество установило, что это был первый российский военный корабль, построенный по государственному заказу и на государственные средства.

Сегодня в Дединово в честь этого корабля установлен памятник. К тому же особым смыслом наполняет историю «Орла» и ряд символических обстоятельств. По одной из версий, именно его очертания изобразил голландский мастер Герман ван Болес на знаменитом шпиле Адмиралтейства. Помимо всего прочего считается, что впервые российский трехцветный флаг (триколор) был поднят именно на корме первого в истории страны фрегата.

Впоследствии на Дединовской верфи начали строить корабли европейского типа. И благодаря реформаторской деятельности Петра I количество верфей перевалило за две сотни. В июне 1693 года он заложил в Архангельске первую казенную верфь для постройки военных кораблей. А после основания в 1703 году Санкт-Петербурга, самой большой судостроительной верфью в стране стало Адмиралтейство. Первым крупным судном, сошедшим со стапеля Адмиралтейской верфи, был 54-пушечный корабль «Полтава».

К 1714 году Россия имела свой парусный флот, а к 1725 году был создан регулярный флот страны. Было построено 111 линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 8 шняв, 67 крупных галер, значительное количество скампавей (полугалер), бомбардирских кораблей, брандеров, шмаков, прамов, до 300 транспортных судов и множество мелких судов. С тех пор не только увеличивалось количество и качество российских судов, но и география освоенных ими морских и речных маршрутов.

На протяжении трёх с половиной веков Россия накопила гигантский опыт строительства кораблей и судов самых разнообразных типов и классов и считается одним из лидеров мирового судостроения. В частности, до сих пор мы остаёмся единственной в мире страной, успешно строящей и эксплуатирующей атомные ледоколы. Самые большие в мире подводная лодка и ледокол разработаны и построены на верфях нашей страны, и Рыбопромысловый флот СССР — тоже первым в мире.

И символично, что в юбилейный год — год 350-летия с момента выхода этого царского указа и решено было учредить День кораблестроителя (судостроителя) — профессиональный праздник работников верфей, проектно-конструкторских бюро и профсоюзных и ветеранских организаций судостроительной отрасли — тех, кто строит и строил теплоходы, ледоколы, буровые платформы, атомные субмарины, катера…

Судостроение России — отрасль машиностроения и ВПК РФ, в которой, с учетом смежных производств, работают сотни тысяч человек. Только по итогам 2015 года было сдано 110, а в 2016 году — 168 судов (66 по гражданским заказам и 102 — для ВМФ РФ.
В России действует более тысячи предприятий, занятых в судостроении, судоремонте, производстве двигательного, гидроакустического, навигационного, вспомогательного, палубного и других видов оборудования, материалов и комплектующих для судов, а также занимающихся наукой в области кораблестроения и морской техники. Крупнейшие центры российского судостроения — Санкт-Петербург, Северодвинск, Нижний Новгород, Калининградская область.

В судостроительной отрасли с учетом смежных производств работают более 200 тыс. человек.

29 июня День учреждения Нобелевской Премии

День учреждения Нобелевской Премии

История
29 июня 1900 года был основан Фонд Нобеля. Эта дата и считается днем учреждения Нобелевской премии.
Шведский ученый и изобретатель Альфред Бернхард Нобель неоднократно менял и переписывал завещание. Последнее из них он написал за год до смерти и подписал в Париже осенью 1895 года. Ему было что завещать. Он накапливал состояние годами с помощью своих изобретений и открытий, самое известное из которых – динамит.

В завещании говорилось, что состояние, которое принадлежит ученому на момент смерти, нужно перевести в ликвидные ценности и поместить в надежный банк. Доходы от вложений должны принадлежать фонду, который будет ежегодно вручать их в виде премий тем, кто принес благо человечеству в разных науках, литературе и мире.

На такой специфический поступок Нобеля сподвигла статья о собственной смерти, которая появилась в газетах в 1888 году (в редакции его перепутали со старшим братом), а также эпитеты, которыми его наградили журналисты: «Кровавый миллионер», «Торговец смертью», «Динамитный король». Он захотел совершить благородный поступок, чтобы люди запомнили его не только как создателя взрывчатки.
Родственники Нобеля категорически отказывались признавать завещание. Только спустя два года переговоров, жестких конфликтов и всевозможных препирательств они уступили и подписали в июне 1898 года соглашение об отказе от претензий на капитал.

Интересные факты
Нобелевская премия присуждается ежегодно за достижения в области физики, химии, физиологии и медицины, литературы, за содействие установлению мира во всем мире – с 1901 года и по экономике – с 1969 года по инициативе Шведского банка.
Начальный капитал Фонда Нобеля – 31,6 млн. шведских крон.
Нобель увлекался драматургией и даже успел закончить перед смертью единственную пьесу «Немезида». Весь тираж, кроме трех единиц, уничтожили, поскольку Церковь усмотрела в произведении скандальность и богохульство.

 

Родились в это день

Саманта Рид Смит (Samantha Reed Smith). Родилась 29 июня 1972 года в Хоултоне, Мэн, США — погибла 25 августа 1985 года в аэропорту Оберн-Льюистон, США. Американская школьница, посол доброй воли, актриса. Получила мировую известность после переписки с генеральным секретарем ЦК КПСС Юрием Андроповым. В июле 1983 года Саманта Смит посетила Советский Союз.

29 июня 1970 года родился Игорь Евгеньевич Серов — командир отделения ОМОНа. 9 сентября 1999 года в Дагестане при освобождении от бандитов и наёмников села Чабанмахи закрыл своим телом брошенную боевиком гранату, спасая жизни товарищей.. Скончался от полученных многочисленных ранений.

29 июня 1964 — Ольга Машная (1964), русская актриса («Васса», «Кин-дза-дза», «Гардемарины, вперед!»)

29 июня 1934 — Людмила Сосюра (1934), русская актриса («Максим Перепелица», «Рожденная революцией»)

29 июня 1906 года родился Иван Данилович Черняховский (29.06.1906 — 18.02.1945) выдающийся советский военачальник, генерал армии, дважды Герой Советского Союза.

Черняховский И.Д.

Самый молодой генерал армии и самый молодой командующий фронтом в истории Советских Вооруженных Сил. Член ВКП(б) с 1928 года.
Черняховский Иван Данилович – командующий 60-й армией Воронежского фронта, генерал-лейтенант; командующий войсками 3-го Белорусского фронта, генерал армии.

29 июня 1901 — Елена Ильина /Лия Яковлевна ПРЕЙС/ (1901 — 2.11.1964), писательница, покорившая «Четвертую высоту».

29 июня 1897 — Павел Волков (1897), русский актер («Юность Максима», «Комсомольск», «Судьба человека»)

29 июня 1871 — Павел Рябушинский (1871), русский фабрикант, создатель Московского банка, глава Всероссийского союза торговли и промышленности

Сергей Юльевич Витте. Родился 17 (29) июня 1849 года в Тифлисе — умер 28 февраля (13 марта) 1915 года в Петрограде. Русский государственный деятель. Министр путей сообщения (1892), министр финансов (1892-1903), председатель Комитета министров (1903-1906), председатель Совета министров (1905-1906). Добился введения в России «золотого стандарта» (1897). Действительный тайный советник (1899). Член Государственного совета (1903).

День в истории Саратовского края.

День в истории Саратовского края

29 июня 1885 года был торжественно открыт первый в провинции общедоступный художественный музей им. А.Н. Радищева.

 

В Сочи открыт памятник жертвам авиакатастрофы Ту-154

В Адлерском районе Сочи 29 июня 2019 года состоялась церемония открытия мемориала жертвам авиакатастрофы самолета Министерства обороны России Ту-154 над Черным морем. В мероприятии приняли участие родственники погибших, власти города, а также представители Минобороны РФ и сирийская делегация, куда самолет летел с мирной миссией.
Монумент в виде двухметровой раскрытой книги, на страницах которой изображен самолет и перечислены имена жертв трагедии, планировали открыть в Сочи в третью годовщину трагедии, в декабре 2019 года, однако позже родственники погибших инициировали перенос срока открытия памятника, созданного на средства меценатов, на июнь.

Мэр Сочи Анатолий Пахомов, на церемонии, сказал, что 25 декабря 2016 года навсегда останется в истории города Сочи черным днем. Трагедия, которая постигла пассажиров и членов экипажа самолета Ту-154 над Черным морем, не укладывается в сознании. Россия потеряла настоящих патриотов, истинных сынов и дочерей своей Родины. Это невосполнимая утрата, которая никогда не сотрется из нашей памяти.

К выбору места, где установлена стела, подошли очень ответственно. Ведь на этой священной площади стоят памятники адлерцам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны, воинам-интернационалистам, ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС. Теперь здесь находиться вечное напоминание о трагедии, которая произошла в Сочи в 2016 году. В ходе мероприятия открытия мемориала жертвам авиакатастрофы ее участники спустили на воду траурные венки.
Ту-154 Минобороны России разбился утром 25 декабря 2016 года вскоре после вылета из аэропорта Адлера. На борту самолета находились 92 человека — военнослужащие, представители СМИ, глава фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, артисты ансамбля имени А.В. Александрова, летевшие поздравлять с Новым годом авиагруппу Воздушно-космических сил России на базе Хмеймим в Сирии. Все они погибли.

В Петербурге подняли флаг на ледоколе «Александр Санников»

На Английской набережной в Санкт-Петербурге 29 июня 2018 года состоялась церемония подъема российского флага на новом ледоколе «Александр Санников», построенном на Выборгском судостроительном заводе для компании «Газпром нефть». Первая и основная задача нового судна — сопровождение танкеров с Новопортовского месторождения в северных водах.
В ходе церемонии заместитель председателя правления компании «Газпром Нефть» Вадим Яковлев сообщил, что компания уверенно делаем шаги на пути к качественно новому этапу развития нефтяной отрасли, этапу освоения и развития Арктики. Нефтяные залежи Ямала долгое время были недоступны для рынка из-за отсутствия технологи, транспортной схемы.
По его словам построена уникальная схема вывоза нефти водным путем по Обской губе и далее по Северному морскому пути. Для решения этой задачи требуется строительство современных мощных судов, именно таким и стал ледокол «Александр Санников» — новый флагман Арктического флота «Газпром нефти».

Ледокол отправится на Север, для сопровождения танкеров с Новопортовского месторождения в северных акваториях. По данным компании, введение в строй ледокола повысит эффективность и стабильность круглогодичных перевозок с Новопортовского месторождения по Обской губе, скованной льдом на протяжении более чем 255 дней в году. Новое судно внесет вклад в обеспечение круглогодичных поставок арктической нефти на мировой рынок.
Ледокол «Александр Санников» стал первым, построенным по программе «Газпром нефти» — «Время Арктики». Судно имеет высокие показатели маневренности — оно может развернуться на 360 градусов за одну минуту. Также на нем установлена система, способная брать контроль за машинной установкой на несколько суток без участия человека.

Судно ориентировано на экологическую безопасность — все твердые и жидкие отходы хранятся на борту и утилизируются на берегу. Помимо участия в проводке судов, ледокол может использоваться как буксировщик, участвовать в спасательных операциях в Арктике, перевозить грузы и снабжен оборудованием для проведения мониторинга экологической обстановки.
Бортовые компьютеры полностью регулируют жизнеобеспечение ледокола, запускают генераторы, синхронизируют оборудование, управляют аварийными режимами, регулируют температурные и технологические режимы на всех палубах судна. За счет высокой степени автоматизации управления энергообеспечением обеспечивается показатель автономности до 40 дней даже при экстремальных температурах в минус 50 градусов.

Длина нового судна составляет 121,7 м, ширина главной палубы, включая отбойные конструкции, — 26 м. При мощности в 22 МВт «Александр Санников» сопоставим по ледопроходимости с атомными ледоколами «Таймыр» и «Вайгач», работающими на Севере. На свободной от льда воде судно может развивать скорость до 16 узлов (25 км/ч), оно обладает низкой осадкой (до 8 метров) для работы на мелководье. Экипаж судна составляет 19 человек.

29 июня 2016 года (по 1 июля 2016) в Сочи прошли заключительные мероприятия российского председательства в Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС).

В Сочи собрались политики и представители деловых кругов стран-участников ОЧЭС, а также делегаты от государств-наблюдателей и государств-партнеров — всего более 30 стран.

 

29 июня 2015 года в Китае началось строительство российского газопровода.

 

29 июня 2010 – в Чувашии на Чебоксарском агрегатном заводе начались волнения рабочих, требовавших погашения перед ними задолженности по заработной плате, которая составила более 118 млн. рублей.

 

29 июня 2009 – в Воронежской областной Думе состоялась пресс-конференция секретарей Воронежского обкома КПРФ С.И.Рудакова, А.И.Рогатнева, А.С.Померанцева, посвящённая нашумевшей ситуации со снятием 10 билбордов к 130-летию И.В.Сталина:

«Сам факт запрета наружных щитов с изображением Сталина выявил глубочайшее противоречие сегодняшней власти: второе лицо в истории России в проекте «Имя России» оказывается под запретом в процессе общественного информирования населения», — заявил С.Рудаков.

 

29 июня 2008 – Объединения всех патриотических сил организаций протестных действий в защиту социальных завоеваний трудящихся».

 

29 июня 2003 – в газете «Правда» опубликована статья «Час пробил: пора спасать село!», которой были изложены основные положения программы КПРФ, народно-патриотических сил в сфере агропромышленного комплекса.

 

29 июня 1985 — На заседании Политбюро ЦК КПСС Михаил Горбачев предлагает назначить 76-летнего Андрея Громыко на должность Председателя Президиума Верховного Совета СССР и 57-летнего Эдуарда Шеварднадзе — на должность министра иностранных дел СССР. На заседании утверждается и кандидатура 54-летнего Бориса Ельцина в качестве секретаря ЦК КПСС.

 

29 июня 1976 — Открылась Берлинская конференция коммунистических и рабочих партий Европы

 

29 июня 1975 — Ввод в действие в Институте атомной энергии им. И. В. Курчатова крупнейшей в мире термоядерной установки «Токамак-10», благодаря которой была достигнута температура солнечного ядра. СССР в очередной раз оказался первым в этой области, в американском Принстоне подобная установка появилась только в 1978 году.

1975 - Ввод в действие в Институте атомной энергии им. И. В. Курчатова крупнейшей в мире термоядерной установки
Токамак – это энергетическая установка советских разработчиков, в которой плазма в результате термоядерного синтеза удерживается магнитным полем. Термин «Токамак» принадлежит авторству Игоря Головина, являвшегося учеником академика Курчатова. Это сокращение от «тороидальной камеры с магнитными катушками». Советская аббревиатура дала название всем мировым установкам подобного типа, на всех языкам слово произносится одинаково.

 

 

29 июня 1973 года пущена Кольская АЭС, первая в мире атомная электростанция за Северным полярным кругом.

29 июня 1973 года пущена Кольская АЭС
История строительства Кольской АЭС началась в 1960-е гг., когда бурное развитие промышленности региона требовало дополнительных энергетических ресурсов. Кольский полуостров не имел других источников электроэнергии, кроме гидроресурсов, которые были задействованы уже практически полностью. Соответственно, было принято решение о строительстве первой в Заполярье атомной электростанции. В ходе изыскательских работ в 1963 году на берегу озера Имандра была выбрана площадка под строительство АЭС. 1967 год — Госстрой СССР утвердил проектное задание на строительство Кольской АЭС. 18 мая 1969 г. первый кубометр бетона был уложен в основание станции. 29 июня 1973 года состоялся пуск первого энергоблока Кольской атомной электростанции. В год своего пуска станция выработала 1 миллиард кВтЧч электроэнергии. При этом строительство энергоблоков стремительными темпами продолжалось: 8 декабря 1974 г. пущен второй энергоблок, 24 марта 1981 г. — третий и 11 октября 1984 г. — четвертый.

29 июня 1972 года между Советским Союзом и Чили подписан договор об экономическом и техническом сотрудничестве.

 

29 июня 1966 года был установлен День работника торговли (празднуется в четвертое воскресенье июля).

 

29 июня 1957 — На заключительном заседании внеочередного пленума ЦК КПСС, открывшегося неделей раньше, было вынесено постановление «Об антипартийной группе Маленкова, Молотова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова».

В вину им ставились «выступление против линии партии», противодействие укреплению дружественных отношений между всеми народами СССР, а также курсу, одобренному XX съездом КПСС. Конфликт между Хрущевым и Молотовым произошел на почве того, что Молотов обвинил Хрущева в экономическом волюнтаризме, самочинных и необдуманных действиях, а главное — в слишком ярой предвзятости культа личности Сталина.

 

29 июня 1949 года первая прямая телетрансляция футбольного матча. В Москве на стадионе «Динамо» московские армейцы победили динамовцев из Минска – 4:1

29 июня 1949 года первая прямая телетрансляция футбольного матча

 

29 июня 1945 — Договор между СССР и Чехословакией о воссоединении Закарпатской Украины с Украинской ССР.

 

29 июня 1944 года Т-34 гвардии лейтенанта Павла Рака в одиночку прорвался через реку Березину по заминированному мосту и 16 часов в одиночку сражался на улицах Борисова, уничтожая живую силу и технику противника. Отважный экипаж погиб, но способствовал освобождению города 1 июля 1944 года

29 июня 1944 года Т-34 гвардии лейтенанта Павла Рака

29 июня 1944 — Советские войска освободили Бобруйск.

 

29 июня 1944 — Советские войска начали Полоцкую и Минскую наступательные операции.

 

29 июня — 25 августа 1942 года рейд партизанской бригады А.И.Григорьева в Карелии по тылам врага.

 

29 июня 1941 — Развернулось широкое движение по формированию ленинградской армии народного ополчения.

1941 - Развернулось широкое движение по формированию ленинградской армии народного ополчения

Добровольцы в первые же дни войны пошли в военкоматы. И спустя неделю с начала войны на самых крупных предприятиях стали формировать отряды народного ополчения. Композитор Д.Д. Шостакович в эти дни писал: «Никогда враг не входил в наш город и не войдет. До этих дней я знал лишь мирный труд. Ныне я готов взять в руки оружие. Спасти от гибели человечество можно, только сражаясь». Уже в июле в народное ополчение записалось более 150 тысяч человек.

 

29 июня 1941 — Одновременно с сооружением Лужского рубежа обороны Ленинграда началась эвакуация женщин и детей.

Одновременно с сооружением Лужского рубежа обороны Ленинграда началась эвакуация женщин и детей

Первоначально многие не хотели уезжать из города, о чём свидетельствуют записи ленинградцев в дневниках.
Первый этап эвакуации завершится через 2 месяца, когда последние эшелоны пройдут через станцию Мга и этот ключевой железнодорожный узел будет занят немцами. Спустя ещё 2 недели после этого, 8 сентября, кольцо блокады замкнётся на долгие 1,5 года.

 

29 июня 1941 года в ходе Великой Отечественной войны началась битва за Заполярье

1941 — 29 июня защитники Брестской крепости собрались на общее партийное собрание, куда пригласили и комсомольцев, и беспартийных.

29 июня 1941 года героические защитники Брестской крепости отвергли ультиматум

В этот момент им как раз был предъявлен ультиматум: сдавайтесь или уничтожим фугасными бомбами. На общем собрании было принято решение сражаться до конца. Несколько десятков человек после собрания вступили в члены партии, чтобы умереть коммунистами.

 

Сводки Советского Информбюро за 29 июня 1941 года Великой Отечественной войны

Дневное сообщение Совинформбюро 29 июня 1941 года

Наступление танковых частей передового эшелона противника на Минском и Слуцком направлениях остановлено действиями наших войск. Танковые части противника несут большие потери.

На Минском и Барановичском направлениях идут ожесточённые бои с пехотными соединениями противника, которые стремятся соединиться с передовым эшелоном танков.
Упорным сопротивлением и контратаками на этих направлениях наши войска задерживают продвижение основных сил противника, нанося им большое поражение.
На Луцком направлении продолжаются крупные танковые бои, в ходе которых наша авиация нанесла ряд сокрушительных ударов по танкам противника. Результаты боя уточняются.
На всём протяжении советско-финляндской госграницы противник проводил усиленную наземную разведку, сопровождаемую артиллерийским огнём. Все попытки разведчиков противника проникнуть на нашу территорию отбиты.

На остальных участках фронта наши войска прочно удерживают госграницу.
По дополнительным данным, 27 июня в Рижском заливе потоплена подводная лодка противника.
Наши боевые лётчики отважно дерутся с противником, постоянно помня о взаимной помощи и выручке в бою. Лётчик-орденоносец капитан Гейбо, выручая товарища, вступил в бой с двумя фашистскими самолётами, прикрыл выход товарища из боя и заставил противника отступить. Во главе небольшой группы истребителей он атаковал 18 немецких бомбардировщиков и обратил их в бегство. Возвращавшийся после удачного бомбометания по немецким танкам капитан-орденоносец Тихий был атакован истребителями противника и обстрелян зенитками. Самолёт сильно пострадал, стрелок-радист был тяжело ранен. На помощь пришёл сосед, смело ринувшийся на врага. Стрелок-радист метким огнём уничтожил два фашистских «Мессершмитта».

Героически сражается N-ская кавалерийская дивизия. Слава о ней гремит по всему участку фронта. Внезапным ударом крупные силы немцев захватили пограничное село П. Это было рано утром. В четыре часа вечера к селу подошёл кавалерийский полк. Бой начался на подступах к селу. Сломив сопротивление, красные кавалеристы ворвались на улицы селения. Завязалась ожесточённая схватка. Немцы отступили, неся большие потери.
Младший сержант Бельский и красноармеец Иванов пошли в разведку в расположение фашистского полка. Их окружили два вражеских взвода под командой офицера. Смелые разведчики не растерялись. Сразив меткими выстрелами офицера и нескольких солдат, разведчики прорвали окружение и скрылись в лесу. Через час они доставили штабу данные о местопребывании и численности врага.

На нашу сторону перелетел немецкий самолёт «Ю-88» 1-го звена 1-й группы 54 эскадры. Бортмеханик этого самолёта ефрейтор Пауль Гофбауер в своём обращении к обманутым Гитлером лётчикам и солдатам немецкой армии говорит: «Братья! Поверните штыки против Гитлера и фашизма. Переходите в Советскую Россию. Я нахожусь сейчас в Советской России и вижу, что с пленными немцами здесь обращаются хорошо, гуманно, по-человечески. Лётчики! Не бросайте бомб на мирные русские города. Перелетайте на своих самолётах в Советскую Россию и вместе со всеми культурными людьми помогайте уничтожать кровавый фашизм».

Многие пленные немецкие солдаты на допросах рассказывают, что их сняли с гарнизонов, расположенных в оккупированных областях Франции, посадили в поезда, не сказав, куда их направляют. Только столкнувшись с красноармейцами, они поняли, что началась война с Советским Союзом. Военнопленные сообщают, что их гнали в бой под угрозой расстрела из пулемётов в спину.

В Голландии изо дня в день растут симпатии к советскому народу и сочувствие его отечественной войне против германского фашизма. Многие голландцы говорят: «Русские устояли перед лицом великого нашествия монголов; русские разбили великого завоевателя, шведского короля Карла XII; они изгнали Наполеона. Русский народ с присущей ему силой и отвагой уничтожит любых захватчиков».

 

Вечернее сообщение Совинформбюро 29 июня 1941 года

29 июня финско-немецкие войска перешли в наступление по всему фронту от Баренцева моря до Финского залива, стремясь прорвать наши укрепления по линии госграницы. Неоднократные атаки финско-немецких войск были отбиты нашими войсками. В результате боёв за день противник, оставив в целом ряде пунктов сотни убитых и преследуемый огнём нашей артиллерии, отошёл к своим укреплениям.

На Вильненско-Двинсом направлении попытки подвижных частей противника воздействовать на фланги и тыл наших войск, отходящих в результате боёв в районе Шауляй, Кейданы, Поневеж, Каунас на новые позиции, успеха не имели. Энергичными контратаками наших войск подвижным частям противника нанесён значительный ущерб, как в личном составе, так и особенно в материальной части.

На Минском направлении усилиями наших наземных войск и авиации дальнейшее продвижение прорвавшихся мотомехчастей противника остановлено. Отрезанные нашими войсками от своих баз и пехоты мотомехчасти противника, находясь под непрерывным огнем нашей авиации, поставлены в исключительно тяжёлое положение. Отходящие от госграницы наши пехотные части прикрытия ведут ожесточённые бои и сдерживают продвижение моторизованных и пехотных войск противника на линии Лида — Волковыск.

На Луцком направлении сражение крупных механизированных масс продолжается. Несмотря на ввод противником на этом направлении свежих танковых частей, все его попытки прорваться на Новоград-Волынском и Шепетовском направлениях отбиты; рядом последовательных и непрерывных ударов наших танковых войск и авиации большая часть танковых и Моторизованных войск противника разгромлена.

По словам пленных, одна танковая дивизия противника в бою под г. Лида полностью уничтожена.
Наша авиация вела успешные воздушные бои с авиацией противника, непрерывно бомбардировала его прорвавшиеся танковые части и моторизованную пехоту и мощным ударом с воздуха способствовала нашим войскам, особенно на Луцком направлении.
Гитлер и его генералы, привыкшие к лёгким победам на протяжении всей второй империалистической войны, сообщают по радио, что за семь дней войны они захватили или уничтожили более 2.000 советских танков, 600 орудий, уничтожили более 4.000 советских самолётов и взяли в плен более 40.000 красноармейцев; при этом за тот же период немцы потеряли будто бы всего лишь 150 самолётов, а сколько потеряли танков, орудий и пленными — об этом германское радио умалчивает.

Нам даже неловко опровергать эту явную ложь и хвастливую брехню.
На самом деле положение рисуется в совершенно другом свете. Немцы сосредоточили на советской границе более 170 дивизий; из них по крайней мере третья часть представляет танковые и моторизованные дивизии. Воспользовавшись тем, что советские войска не были подведены к границам, немцы, не объявляя войны, воровским образом напали на наши пограничные части, и в первый день войны хвалёные немецкие войска воевали против наших пограничников, не имевших ни танков, ни артиллерии. К концу первого дня войны и весь второй день войны только передовые части наших регулярных войск имели возможность принимать участие в боях, и только на третий, а кое-где на четвёртый день войны наши регулярные войска успели войти в соприкосновение с противником. Именно ввиду этого удалось немцам занять Белосток, Гродно, Брест, Вильно, Каунас.

Немцы преследовали цель в несколько дней сорвать развёртывание наших войск и молниеносным ударом в недельный срок занять Киев и Смоленск. Однако, как видно из хода событий, немцам не удалось добиться своей цели: наши войска всё же сумели развернуться, и так называемый молниеносный удар на Киев, Смоленск оказался сорванным.

В результате упорных и ожесточённых боёв — за период в 7-8 дней немцы по теряли не менее 2.500 танков, около 1.500 самолётов, более 30.000 пленными. За тот же период мы потеряли: 850 самолётов, до 900 танков, до 15.000 пропавшими без вести и пленными.
Такова картина действительного положения на фронте, которую мы с полным основанием противопоставляем хвастливым сообщениям германского радио.

Итоги первых 8 дней войны позволяют сделать следующие выводы: молниеносная победа, на которую рассчитывало немецкое командование, провалилась; взаимодействие германских фронтов сорвано; наступательный дух немецкой армии подорван; а советские войска, несмотря на их позднее развёртывание, продолжают защищать советскую землю, нанося врагу жестокие и изнуряющие его удары.

 

29 июня 1941 года в ходе Великой Отечественной войны началась битва за Заполярье. Немецкое командование планировало захватить Кольский полуостров, однако столкнулось с мощным отпором со стороны советских войск и не достигло поставленных целей

 

29 июня 1941 – вышло «Окно ТАСС» с лозунгом «Болтун — находка для шпиона». Фраза стала крылатой и широко используется и сегодня.

 

29 июня 1941 года погиб Андрей Митрофанович Кижеватов (род. 20.07.1907), лейтенант, начальник 9-й пограничной заставы, герой обороны Брестской крепости. В 1965 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Андрей Митрофанович Кижеватов

17 июля 1940 года был назначен начальником 9-й погранзаставы 17-го Брестского погранотряда, располагавшейся в Брестской крепости. 22 июня он возглавил оборону заставы и был первый раз ранен, 23 июня перешёл в Брестскую крепость.Организовал оборону казарм 333-го стрелкового полка и Тереспольских ворот. Через неделю обороны на партийном собрании было принято решение прорываться из окружения. 17 раненых бойцов во главе с уже тяжелораненым лейтенантом Кижеватовым остались для прикрытия в крепости. Погиб 29 июня 1941 года.
Осенью 1942 года семья Кижеватова была расстреляна фашистами: его мать, жена и дети — 15-летняя Нюра, 11-летний Ваня и 2-летняя Галя.

 

29 июня 1932 — В Ленинграде при больнице «Память 25 октября» открылся первый научно-практический институт переливания крови.

 

29 июня 1921 года М. Горький официально внес на рассмотрение Политбюро ЦК РКП(б) предложение о создании Всероссийского комитета помощи голодающим.

29 июня 1921 года М. Горький
Горький принял активное участие в деле борьбы с голодом 1921–1922 гг., вложив в него много души, энергии и организаторского таланта. Благодаря усилиям Горького был создан Всероссийский комитет помощи голодающим, просуществовавший всего месяц (с 21 июля по 27 августа).

Ранее, 18 июля 1921 г., была создана Центральная комиссия помощи голодающим при ВЦИК под председательством М.И. Калинина и которая существовала параллельно с «Помголом». После разгона «Помгола» 27 августа 1921 г. комиссия Калинина унаследовала его название.
Всероссийский комитет помощи голодающим был распущен, поскольку он почти ничего не сделал для борьбы с голодом, отказался направить своих членов в пострадавшие от засухи районы страны. Лидеры комитета С. Н. Прокопович, Е. Д. Кускова и Н. М. Кишкин (по начальным буквам их фамилий комитет иронически называли «Прокукиш») пропагандировали мысль о том, что борьба с голодом возможна лишь путём получения средств из-за границы и восстановления капиталистических отношений. Используя лозунг борьбы с голодом, они требовали передачи ВКПГ административных и хозяйственных функций, вели антисоветскую пропаганду, установили связь с представителями ряда буржуазных правительств и белоэмигрантскими кругами. Постановлением Президиума ВЦИК от 27 августа 1921 комитет был распущен. Борьбу с голодом возглавили Советское правительство и созданная им Центральная комиссия помощи голодающим при ВЦИК под председательством М.И. Калинина.

29 июня 1920 г. войска Западного фронта, взаимодействуя с частями Юго-Западного фронта, освободили находившийся под контролем белополяков уездный город Минской губернии (ныне в составе Гомельской области) Мозырь.

 

29 июня 1920 г. Политбюро ЦК РКП(б) приняло постановления «О наших задачах в Туркестане», «Об организации власти в Туркестане» и утвердило «Инструкцию Турккомиссии».

Эти документы явились программой деятельности партии по упрочению Советской власти в Туркестане. Среди задач партии в Туркестане, названы задачи направленные на «ликвидацию отношений, создавшихся между пришлым европейским населением и коренными народами в результате пятидесяти с лишним летней империалистической политики Российского самодержавия» и «ликвидацию патриархально-феодального наследия, сохранившегося в общественных отношениях туземного населения».

 

29 июня 1919 г. белые заняли уездный город Таврической губернии (ныне в составе Запорожской области) Мелитополь.

 

29 июня 1918 г. Совнарком принял декрет о первом призыве рабочих Петрограда в Красную Армию.

 

29 июня 1918 г. чехи свергли Советскую власть во Владивостоке, после чего в городе вышло из подполья «Временное правительство автономной Сибири» эсера Петра Дербера.

Впрочем, фактически Дербер вступить в управление не смог: фактические хозяева положения, белогвардейские военные и интервенты, сделали ставку на его более правого однопартийца Вологодского, находившегося в тот момент в Омске.

 

29 июня 1917 года в Петрограде открылся Всероссийская конференция военных организаций большевиков.

 

29 июня 1917 — Военный совет Военного ведомства дал согласие на формирование войсковых частей из женщин-добровольцев в период Первой мировой войны 1914-1918 годов («женский батальон смерти», позднее — женский батальон).

29 июня 1911 года на воду был спущен первый русский дредноут — линкор «Севастополь».

 

1909 — 29 июня завершился первый российский автопробег по маршруту Петербург — Рига — Петербург.

29 июня завершился первый российский автопробег

По отечественному бездорожью рискнули проехать многие пилоты Европы и Америки на своих четырехколесных щеголях — «адлерах», «бенцах», «фордах». Известнейшие фирмы командировали лучших гонщиков и механиков, в надежде сорвать невиданный куш — завоевать необъятный рынок Российской Империи.  Стоило пестрому каравану покинуть пределы столицы как все участники гонки ощутили всю прелесть уникальных дорог России. В изумление европейцев и американцев привело и отсутствие бензоколонок, автомастерских, вообще каких — либо средств связи с внешним миром.

Но наиболее всего изнеженных автобанами и хайвеями гонщиков донимали подковные гвозди, во множестве оставленные на дорогах конными упряжками, а также неодолимой высоты железнодорожные рельсы. Один из гостевых экипажей на перегоне Псков-Рига менял проколотые подковными гвоздями шины одиннадцать раз, поминая всех чертей.       Добравшись до Риги гонщики потребовали от организаторов два сверхурочных дня отдыха. Обратный же путь осилили лишь 15 команд из 23 стартовавших. Победителями в разных классах машин стали С. Суурметс («Опель»), Г. Вильгельм («Адлер»), А. Мордвинов («Пип»), П. Финке («Адлер»), а также водитель «Бенца» из управления военных сообщений России, фамилию которого держали в тайне даже от организаторов. Быстрее всех дистанцию в 100 верст прошел некий Донье на «Мерседесе» — за 13 часов и одну минуту.
Среди аутсайдеров затерялся «Руссо-Балт» созданный в том же году на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге.

 

29 июня 1904 года во время занятий с экипажем по погружению из-за несвоевременного закрытия рубочного люка и возникшей паники у экипажа на поступление через него воды, лодка затонула у западной стенки Балтийского завода. Из 36 человек на борту погибли 24.

Авария произошла из-за особенностей конструкции. При заполнении балластных цистерн воздух из них стравливался внутрь лодки и поэтому люк нужно было закрывать в последний момент перед уходом судна под воду. Лодка была поднята 18 июня и после ремонта 15 ноября отправлена во Владивосток для участия в Русско-японской войне.

 

29 июня 1803 — Первый полет воздушного шара в России. Император Александр I высочайше разрешил приехать в Россию французскому воздухоплавателю Андре-Жаку Гарнерену — ученику профессора Шарля, изобретателя водородного аэростата

1803 - Первый полет воздушного шара в России

Во время первого полета шар поднялся из сада Кадетского корпуса на Васильевском острове и приземлился около Охты. Перед вторым полетом Гарнерен предложил лететь желающим из публики — за 2000 рублей серебром. Получив дозволение императора, вызвался лететь 62-летний генерал Львов — участник турецких кампаний, штурма Очакова и Измаила, кавалер ордена святой Анны 1-й степени. Полет проходил на высоте двух с половиной километров. Первый российский авиапассажир летел в парадном мундире, с орденской лентой через плечо. По этому случаю неизвестный питерский острослов выдал эпиграмму: «Генерал Львов летит до облаков — просить богов об уплате долгов».

 

29 июня 1561 года завершено строительство Покровского собора

29 июня 1561 года завершено строительство Покровского собора

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: