Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

20 июня 1975 г. Состоялся митинг строителей по случаю досрочного пуска первой очереди завода железобетонных конструкций в городе Шимановске.

На карте БАМа каждый пункт связан с необыкновенными делами, с работой на преодоление себя. Важнейшую роль в строительстве городов и посёлков магистрали сыграли предприятия Шимановска – городка, расположившегося на берегах реки Большая Пёра.

В 1980-е Шимановск громко прозвучал на весь Союз как город железнодорожников и строителей. Там находился комбинат «Бамстройиндустрия», получивший в конце 1970-х всесоюзную славу. Об ударном труде его рабочих и инженеров ежедневно писали не только местные газеты. Комбинат бесперебойно поставлял на строительство магистрали бетон, панели, перекрытия, цемент, щебёнку, арматуру. Доставить всё это было непросто – всё равно, что вручную толкать грузовик. К многим важным объектам в первые годы строительства можно было добраться только вертолётами. Но в просеках закладывались будущие железнодорожные станции и вырастали новые кварталы Тынды, Февральска, Советской Гавани…

Город на реке
У современного Шимановского городского округа – история в одиннадцать десятилетий. Посёлок основали в 1910 году в связи с развитием дальневосточных железнодорожных магистралей. Его первоначальное название – Пёра, по имени реки. В 1914 году посёлок переименовали в честь Николая Львовича Гондатти – приамурского гражданского генерал-губернатора, тогда ещё здравствовавшего. Образованный человек, этнограф, знаток чукотской культуры, он был далеко не худшим управленцем в истории края. Достаточно вспомнить, что именно во времена Гондатти удалось соединить линии Уссурийской железной дороги с линиями дороги Амурской с выходом на Забайкальскую. Сразу после Февральской революции Гондатти арестовали и под конвоем отправили в Петроград. Но предъявить ему оказалось нечего. Бывший генерал-губернатор не участвовал в Белом движении, но и в Советской России не остался. Поселился в Харбине, где и скончался в 1946-м. Новые власти царского сановника не жаловали, и в 1920-м станцию, а заодно и посёлок переименовали в память о Владимире Шимановском – инженере-путейце, который немало сделал для Благовещенска, для Приамурского края и для посёлка. Он работал в управлении строительства Амурской железной дороги, председательствовал в Амурском обществе изучения Сибири, по существу, основал Благовещенский краеведческий музей. Шимановский с юности был связан с революционным движением, участвовал в работе подпольных кружков, в демонстрациях 1905 года… Неудивительно, что в 1917 году именно он взял на себя ответственность за железную дорогу. Шимановский возглавил Гондаттиевский совет народных депутатов. Амурские железнодорожники избрали его председателем центрального комитета. Его роль в налаживании работы железной дороги в условиях Гражданской войны несомненна.
Под влиянием Шимановского железнодорожники стали опорой красных. Политические противники не простили ему этого. В сентябре 1918 года по приказу главы Амурского белогвардейского правительства Александра Алексеевского Шимановский был арестован, предан скорому военно-полевому суду и 20 ноября 1918 года расстрелян. Таких героев, «жертвою павших в борьбе роковой», в СССР не забывали. На станции и в наше время возвышается скромный, но мастерски выполненный памятник Шимановскому. А местный краеведческий музей расположился в доме, в котором выдающийся приамурский путеец жил в 1917 году. В 1950 году рабочий посёлок получил статус города. На карте нашей страны появилось наименование Шимановск.

Ударная стройка
Газеты трубили: «БАМ откроет доступ к богатейшим Удоканским залежам медной руды, к Чульманским и Ургальским угольным бассейнам, к железной руде и молибдену, золоту, вольфраму, свинцу и олову, нефти и газу». Но, чтобы эти планы стали реальностью, нужно было не только протянуть сквозь тайгу железную дорогу, но и построить тысячи строительных объектов.
Один из первых бамовских комсомольских десантов начал работу именно в Шимановске. Они построили самый крупный на востоке страны комплекс предприятий строительной индустрии, который называли тылом и сердцем БАМа. Строительство магистрали часто сравнивали с боевыми действиями, потому и тыл.
Комбинат начали возводить ещё до того, как БАМ стал всесоюзной стройкой. Понятие «сжатые сроки» мы воспринимаем как нечто банальное, как расхожую фигуру речи. В этом случае перенапряжение началось с того момента, когда грифель инженера провёл первую линию в чертежах будущего комбината. Проект сдали на несколько месяцев раньше изначально принятого – вполне реального – срока. А потом началось самое трудное – воплощать замысел инженеров на шимановской земле. И снова – досрочно, досрочно… И без всякой показухи, ведь строительство курировал Совмин, а водить за нос Косыгина не отваживался никто. Квалифицированных кадров, конечно, не хватало. Поэтому при комбинате открыли техникум, несколько училищ и курсов.
От первого вбитого колышка до построенного комбината прошло меньше трёх лет. 20 июня 1975 года состоялся шумный митинг строителей по случаю досрочного пуска первой очереди завода железобетонных конструкций в городе Шимановске, а через четыре дня Шимановский комплекс строительной индустрии выпустил первую продукцию. На первый символический бетонный куб были занесены фамилии комсомольцев В. Пончатовского и В. Чернина. В те дни по транспарантам и плакатам каждому был известен лозунг: «Заказы БАМа – досрочно, с высоким качеством и повышенной надёжностью!».
Шимановцы поставили на БАМ первые панели. Самые первые. Это был праздник на всю магистраль! Все понимали, что, если комбинат заработал – значит, вот-вот начнут расти в суровом краю не только станции и фабрики, но и жилые кварталы. 8 мая 1975 года, в канун 30-летия Великой Победы, строители досрочно сдали линию БАМ–Тында. Теперь строительные грузы можно было доставлять на главную магистраль. После этого возросли и темпы жилищного строительства. К началу 1980‑х вокруг БАМа появилось 28 новых посёлков. И почти в каждом – постройки из шимановского бетона.
Производство стройматериалов стало «сильным звеном», которое потянуло за собой индустриальную цепочку. Город развивался. Лесоразработки, заводы кузнечно-прессового оборудования, предприятия по ремонту дорожно-строительных машин, молокозавод, хлебозавод, локомотивное, пассажирское, вагонное депо. Население Шимановска удвоилось, на недавних пустырях возвышались крупные блочные дома.

Награда за труд
Даже на такой показательной стройке, как БАМ, звание Героя Социалистического Труда не присваивали без очевидных оснований. Незаслуженных награждений на магистрали не было. Одну из бригад монтажников-высотников на Шимановском комбинате возглавил Юрий Бочаров – комсомолец, приехавший на БАМ из Калуги, бывший «трудный подросток». Бригада стала передовой, а Бочаров – лауреатом премии им. Ленинского комсомола. В 1984 году ему присвоили звание Героя Труда. Он работал не только в «Бамстройиндустрии» – когда потребовалось, переехал в Тынду, стал строить саму магистраль, но потом снова вернулся в Шимановск. В то время комбинат вышел на рекордные показатели. По БАМу уже ходили поезда, а в городах магистрали днём и ночью панель за панелью поднимались корпуса: шло, как пишут в официальных отчётах, интенсивное жилищное и индустриальное строительство. Палаточный быт сменился на комфортный, городской. В 1990-е развитие региона остановилось. Даже легендарный комбинат не выдержал «свежего ветра перемен».
Но в последние годы началось долгожданное возрождение БАМа. Это означает, что и значение Шимановска снова должно возрасти. Нас ждёт реконструкция городов гигантской магистрали. Да и космодром «Восточный», построенный уже в XXI веке, расположен всего в 35 километрах от «бамовского тыла». Город на реке Пёре снова станет центром строительной промышленности, продукция которой необходима «от Байкала до Амура». И труд не останется без награды.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: