В центре Санкт-Петербурга, недалеко от Невского проспекта, расположен один из самых знаменитых архитектурных ансамблей города — площадь Искусств. Она недаром носит это название. Здесь в близком соседстве разместились Филармония, Оперный театр, Русский музей.
Каждый, кто приближается к этой площади со стороны Невского проспекта, еще издалека видит стоящую на постаменте фигуру поэта и сразу узнает ее. Это А.С. Пушкин — великий и бессмертный поэт, национальная гордость нашего народа. Силуэт его фигуры четко вырисовывается на фоне зеленых деревьев, величественных колонн и чугунной ограды Русского музея.
Решение увековечить в бронзе образ великого русского поэта в Ленинграде было принято в 1936 году Советом народных комиссаров Советского Союза, предполагалось приурочить создание памятника Пушкину к 100-летию со дня его кончины в 1837 году. В 1940-е годы состоялись первые туры всесоюзного конкурса на лучший проект памятника. Многие выдающиеся скульпторы страны решили принять в нем участие. В результате Всесоюзного конкурса ни одна из работ не устроила конкурсную комиссию.
С необыкновенным увлечением стал работать над проектом памятника и М.К. Аникушин. Весной 1949 года жюри конкурса выставило для всеобщего обозрения представленные работы. Проект Аникушина привлек к себе большие симпатии и всеобщее внимание. Фигура Пушкина подкупала непосредственностью и искренностью. Аникушин отказался в своем проекте от часто принятых в подобных памятниках пышных драпировок, театральной условности и сложной символики. Непринужденность, простота и душевность в сочетании с благородством ума и силой страсти — все эти черты, столь свойственные творчеству Пушкина, сквозили в его облике, изваянном рунами талантливого скульптора.
Решение жюри было единодушно: поручить М.К. Аникушину сооружение проекта памятника.
Во время работы над окончательным проектом памятника Аникушин создал большое число скульптурных и графических портретов Пушкина, а также фигурные композиции для Московского университета (1953) и для станции Ленинградского метрополитена «Пушкинская» (1955).
Памятник был отлит из бронзы на ленинградском заводе «Монументскульптура». Скульптура высотой более 4 метров. Высота всего памятника с пьедесталом составила 7 м 90 см. Пьедестал вырублен из красноватого гранита, добытого в Кар-Лахти под Ленинградом. На его лицевой стороне высечена золотая надпись: «Александру Сергеевичу Пушкину».
19 июня 1957 года состоялось торжественное открытие памятника, который гармонично вписался в архитектурный ансамбль старинной площади Искусств. Образ Пушкина, созданный Аникушиным, возвышен и романтичен. Силуэт его фигуры чётко вырисовывается на фоне зелёных деревьев, величественных колонн и чугунной ограды Русского музея. У подножия памятника всегда цветы. Пушкин стоит в непринужденной и естественной позе, слегка отставив левую ногу, одна его рука свободно опущена, другая — легким движением направлена в сторону. Порыв свежего ветра распахнул полы его сюртука, заиграл концами небрежно повязанного галстука, слегка разметал курчавые волосы поэта. Замечательно лицо Пушкина. Вдохновенное и прекрасное, оно исполнено мысли и чувства. Поэт, конечно, читает стихи.
22 апреля 1958 года М.К. Аникушину за эту работу была присуждена Ленинская премия.
«Новая газета» к «300-летию» Петербурга желчно писала: «Это — одна из лучших работ маститого советского скульптора М. Аникушина, побившего в свое время все мыслимые рекорды по количеству монументов, воздвигнутых им в Ленинграде. Этот памятник представляет собой официальный, можно сказать, «сувенирный» образ великого национального поэта. Рослый, длинноногий и приторно-байронический Пушкин Аникушина, конечно, мало похож на язвительного жилистого коротышку, гуляку и картежника, обремененного большой семьей и долгами, что жил в доме на Мойке, в двух шагах отсюда. В этом смысле гораздо милее и достовернее выглядит другой небольшой и не столь известный петербургский памятник Пушкину работы А. Опекушина (забавно созвучие фамилий скульпторов), поставленный в 1884 году на Пушкинской улице. Маленький понурый поэт, скрестив на груди руки, стоит на непропорционально большом пьедестале посреди маленького сквера, разбитого тогда же садовым мастером Визе.
19 июня 1957 года в Ленинграде на площади Искусств открыт памятник А.С. Пушкину.
В пензенской школе родители возмущены сбором денег на портреты президента и губернатора
4 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял постановление «О добровольной мобилизации трудящихся Москв...
День воинской славы России – День проведения военного парада на Красной площади в 1941 году.
В Москве резко вырастет налог на жилье
Сносить нельзя ремонтировать. Где поставить запятую?
В Москве установили памятник Феликсу Дзержинскому
Ещё из категории День в историиПосмотреть все статьи в разделе День в истории »
- 31 января 1943 года казнен 17-летний подпольщик-комсомолец Сергей Тюленин
- 31 января 1910 года родилась Валентина Степановна Гризодубова, первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза
- 29 января 1921 года 1200 коммунистов Саратова мобилизованы в совхозы
- 27 января 1945 — Советская Армия освобождает узников Освенцима.
Ещё из категории ИюньПосмотреть все статьи в разделе Июнь »
- «Застигнутых на месте преступления поджигателей леса убивать на месте». Приказ № 120 О поджогах леса, опубликованный в газете «Бюллетень». Барнаул. Алтайский край. Россия. 30 июня. 1920 г.
- 30 июня 1991 года ценой своей жизни 17-летняя Марина Плотникова спасла трех девочек, тонувших в Хопре. Первая женщина, удостоенная звания Герой Российской Федерации, самый молодой Герой России.
- 30 июня 1941 года, Решением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР образован Государственный Комитет Обороны (ГКО) под председательством И.В. Сталина – высший орган военной и гражданской власти в СССР в период войны.
- 29 июня 1941 года вышло «Окно ТАСС» с лозунгом «Болтун — находка для шпиона». Фраза стала крылатой и широко используется и сегодня.
Ещё из категории НовостиПосмотреть все статьи в разделе Новости »
Будьте первым, кто оставит комментарий!