Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

19 июня 1957 года в Ленинграде на площади Искусств открыт памятник А.С. Пушкину.

В центре Санкт-Петербурга, недалеко от Невского проспекта, расположен один из самых знаменитых архитектурных ансамблей города — площадь Искусств. Она недаром носит это название. Здесь в близком соседстве разместились Филармония, Оперный театр, Русский музей.
Каждый, кто приближается к этой площади со стороны Невского проспекта, еще издалека видит стоящую на постаменте фигуру поэта и сразу узнает ее. Это А.С. Пушкин — великий и бессмертный поэт, национальная гордость нашего народа. Силуэт его фигуры четко вырисовывается на фоне зеленых деревьев, величественных колонн и чугунной ограды Русского музея.
Решение увековечить в бронзе образ великого русского поэта в Ленинграде было принято в 1936 году Советом народных комиссаров Советского Союза, предполагалось приурочить создание памятника Пушкину к 100-летию со дня его кончины в 1837 году. В 1940-е годы состоялись первые туры всесоюзного конкурса на лучший проект памятника. Многие выдающиеся скульпторы страны решили принять в нем участие. В результате Всесоюзного конкурса ни одна из работ не устроила конкурсную комиссию.
С необыкновенным увлечением стал работать над проектом памятника и М.К. Аникушин. Весной 1949 года жюри конкурса выставило для всеобщего обозрения представленные работы. Проект Аникушина привлек к себе большие симпатии и всеобщее внимание. Фигура Пушкина подкупала непосредственностью и искренностью. Аникушин отказался в своем проекте от часто принятых в подобных памятниках пышных драпировок, театральной условности и сложной символики. Непринужденность, простота и душевность в сочетании с благородством ума и силой страсти — все эти черты, столь свойственные творчеству Пушкина, сквозили в его облике, изваянном рунами талантливого скульптора.
Решение жюри было единодушно: поручить М.К. Аникушину сооружение проекта памятника.
Во время работы над окончательным проектом памятника Аникушин создал большое число скульптурных и графических портретов Пушкина, а также фигурные композиции для Московского университета (1953) и для станции Ленинградского метрополитена «Пушкинская» (1955).
Памятник был отлит из бронзы на ленинградском заводе «Монументскульптура». Скульптура высотой более 4 метров. Высота всего памятника с пьедесталом составила 7 м 90 см. Пьедестал вырублен из красноватого гранита, добытого в Кар-Лахти под Ленинградом. На его лицевой стороне высечена золотая надпись: «Александру Сергеевичу Пушкину».
19 июня 1957 года состоялось торжественное открытие памятника, который гармонично вписался в архитектурный ансамбль старинной площади Искусств. Образ Пушкина, созданный Аникушиным, возвышен и романтичен. Силуэт его фигуры чётко вырисовывается на фоне зелёных деревьев, величественных колонн и чугунной ограды Русского музея. У подножия памятника всегда цветы. Пушкин стоит в непринужденной и естественной позе, слегка отставив левую ногу, одна его рука свободно опущена, другая — легким движением направлена в сторону. Порыв свежего ветра распахнул полы его сюртука, заиграл концами небрежно повязанного галстука, слегка разметал курчавые волосы поэта. Замечательно лицо Пушкина. Вдохновенное и прекрасное, оно исполнено мысли и чувства. Поэт, конечно, читает стихи.
22 апреля 1958 года М.К. Аникушину за эту работу была присуждена Ленинская премия.
«Новая газета» к «300-летию» Петербурга желчно писала: «Это — одна из лучших работ маститого советского скульптора М. Аникушина, побившего в свое время все мыслимые рекорды по количеству монументов, воздвигнутых им в Ленинграде. Этот памятник представляет собой официальный, можно сказать, «сувенирный» образ великого национального поэта. Рослый, длинноногий и приторно-байронический Пушкин Аникушина, конечно, мало похож на язвительного жилистого коротышку, гуляку и картежника, обремененного большой семьей и долгами, что жил в доме на Мойке, в двух шагах отсюда. В этом смысле гораздо милее и достовернее выглядит другой небольшой и не столь известный петербургский памятник Пушкину работы А. Опекушина (забавно созвучие фамилий скульпторов), поставленный в 1884 году на Пушкинской улице. Маленький понурый поэт, скрестив на груди руки, стоит на непропорционально большом пьедестале посреди маленького сквера, разбитого тогда же садовым мастером Визе.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: