Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

13 июня 1942 года подвиг 365-й зенитной батареи при обороне Севастополя.

Иван Семенович Пьянзин с 1938 года служил на Военно-Морском Флоте. В 1940 году окончил Севастопольское училище зенитной артиллерии. Участник Великой Отечественной войны с 1941 года, участник обороны Севастополя.

После тяжёлого ранения в начале июньских боев 1942 года командира 365-й батареи лейтенанта Н.А. Воробьёва и сменившего его всего на три дня лейтенанта Е.М. Матвеева, старший лейтенант И.С. Пьянзин принял командование «Воробьёвской батареей». Батарея занимала ключевую для обороны Севастополя высоту с отметкой «60,0» на Мекензиевых горах и именовалась в немецких сводках как «форт Сталин». Благодаря удобной позиции, на которой располагалась батарея, зенитчики могли вести огонь не только по самолетам, но и прямой наводкой по наступающей пехоте и бронетехнике врага, не давая им выйти к бухте. Поэтому понятно, что  фашисты стремились захватить высоту любой ценой, не считаясь с большими потерями.

После тяжелого ранения Воробьева, 8 июня 1942 года командование принял лейтенант Матвеев. 9 июня, во время боя, от прямого попадания снаряда обвалилось перекрытие, где находился Матвеев. Когда лейтенанта освободили от завалов, он ничего не слышал и очень плохо видел, поэтому 10 июня командование батареей принял старший лейтенант И.С. Пьянзин, прибывший на батарею с двумя матросами.

Командир 365-й батареи 110-го зенитного артиллерийского полка ПВО (Береговая оборона Черноморского флота) кандидат в члены ВКП(б) старший лейтенант Пьянзин умело управлял своим подразделением в бою. Его батарея, находясь на северной окраине Севастополя, сбила одиннадцать самолётов противника.

Но с каждым днем атаки гитлеровцев становились все сильнее, силы оборонявшихся таяли, пополнений не было, зато скопилось большое число раненых, вынести которых в тыл не было возможности – каждый человек был на счету и не мог оставить свой пост. Враг пытался любыми средствами сломить сопротивление батареи, защитники которой остро нуждались в воде, продовольствии и боеприпасах, и выйти к Северной бухте в районе Инкермана.

Личный состав батареи в течение трёх суток вёл бой в окружении. Под командованием Пьянзина личный состав уничтожил 3 танка и около 100 вражеских солдат и офицеров. Будучи тяжело раненным, старший лейтенант продолжал руководить боем и лично подбил танк и уничтожил до взвода солдат противника…

Ночью 12 июня 1942 года по приказу командира дивизии в расположение 365-й батареи отправили шесть матросов. Они везли с собой все необходимое для бойцов батареи. Доехав на машине до Братского кладбища, пришлось машину оставить и добираться до батареи пешком. До рассвета с батареи были эвакуированы все раненые.

13 июня 1942 года гитлеровцы прорвались к огневой позиции. В этом бою Пьянзина тяжело ранило, но командир не смог бросить своих людей в такой критический момент, так как немецкая пехота уже подобралась почти вплотную к орудийным дворикам. По приказу Пьянзина оставшиеся в живых защитники батареи в отчаянии стремительно контратаковали и схватились с немцами в рукопашную. Атака немцев была отбита, но защитникам это стоило слишком больших жертв – в живых осталось несколько человек, все поголовно раненные. Немцы, понимая, что силы защитников на исходе, быстро перегруппировались и вновь атаковали при поддержке 7 танков.

Когда враг ворвался на батарею, её командир передал на командный пункт дивизиона: «Танки противника расстреливают нас в упор, пехота забрасывает гранатами. Прощайте, товарищи! За Родину, вперед к победе!» С КП дивизиона видели, что на батарее идет жестокий рукопашный бой. Последняя радиограмма с батареи состояла всего из нескольких слов: «Отбиваться нечем. Личный состав весь выбыл из строя. Открывайте огонь по нашей позиции, по нашему КП».

Это были последние слова Пьянзина. В 15 час. 18 мин. рация батареи прекратила свою работу. Артиллеристы открыли огонь по бывшей позиции 365-й батареи, которая была захвачена противником и превратили высотку в кашу.

Все батарейцы погибли. Но тело геройского лейтенанта удалось найти. Иван Пьянзин был похоронен на кладбище поселка Дергачи под Севастополем.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1942 года старшему лейтенанту Пьянзину Ивану Семёновичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

 

 

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: