Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

8 июня 1947 года в эксплуатацию был сдан последний восстановлен после войны Запорожский шлюз, благодаря чему было восстановлено и сквозное судоходство по Днепру.

Плотина Днепровской ГЭС была взорвана сотрудниками НКВД 18 августа 1941 года после ее прорыва немецкими войсками. В результате взрыва в плотине образовалась пробоина длиной 135 м. многометровая волна хлынула на берега Днепра, уничтожая все на своем пути. В результате, немецкое командование оценило свои потери в 1,5 тыс. человек, а потери со стороны Советского Союза и его армии составляли от 20 до 80 тыс. человек. После оккупации Запорожье немцами им удалось частично восстановить часть разрушенной дамбы, однако во время ухода они также ее заминировали. Но советским саперам удалось вовремя предотвратить взрыв и второго разрушения ГЭС, к счастью, не пришлось пережить.

Еще до окончания войны, в 1944 г., началось восстановление гидроэлектростанции, и в том 1947 г. первый агрегат Днепровской ГЭС был введен в эксплуатацию. В это же время начали восстанавливать и шлюзы, ведь восстановление судовой навигации по Днепру было задачей номер один. Так, 8 июня 1947 последний шлюз, Запорожский, сдали в эксплуатацию, и вдоль всей главной водной артерии Украины снова появились пароходы.

Регулярное судоходство(пароходство) по Днепру от Смоленска до Дорогобужа началось в 1902 году, когда частный пароход капитана Вирта «Отважный» отправился в свой первый рейс. Затем на линии Смоленск-Дорогобуж прибавилось еще 2 парохода. В советское время пароходство на Днепре продолжало развиваться. В 1957 году протяженность эксплуатируемых участков на реке Днепр составила 277 км. Границы этого участка простирались от Бовшево (граница с Белоруссией) до Дорогобужа. В навигации 1956 года действовали 3 постоянных пассажирских линии: Смоленск-Сырокоренье (47 км), Смоленск-Боровики (33 км), Смоленск-Лопино (60 км). Четвертая линия Смоленск-Бовшево(76 км).
Последняя точка в существовании судоходства на Днепре в пределах Смоленской области была поставлена в 1977 году. Пристань «Смоленск» Московского речного пароходства была ликвидирована на основании Приказа Речного Флота РСФСР № 135 от 18 октября 1977 года. В то время смоленская днепровская флотилия состояла из 7 теплоходов… Казалось судоходство на Днепре на Смоленщине навсегда кануло в лета…
В это время завод химических удобрений в Дорогобуже ( ныне «ОАО Дорогобуж») наращивал свои производственные мощности, для этого ему были необходимы новые цеха и крупногабаритное оборудование. Железная дорога не могла обеспечить потребности предприятия. И вновь вспомнили о Днепре, который находился буквально «под рукой»…
Но возможности Днепра тоже не беспредельны, в летний период уровень воды в реке понижается. Наиболее эффективное использование реки весной, во время половодья. Весной 1978 года судоходство на Днепре до Дорогобужа было вновь возобновлено, этому способствовало половодье на реке. В городе была сооружена бетонная пристань для приема барж с крупногабаритным оборудованием. На пристани был сооружен большой кран для перегрузки оборудования с барж. От пристани до завода химических удобрений была построена бетонка для транспортировки частей оборудования на завод. При этом пристань использовалась единожды. Она сохранилась до настоящего времени, расстояние от нее до воды составляет сейчас порядком 20-25 метров. «Процесс» разгрузки баржи был вторым значимым событием в Дорогобуже после съемок эпической киноленты «Война и Мир».
Сохранившаяся в Дорогобуже бетонная пристань является неофициальным памятником судоходства в верховьях Днепра….
Для статьи использованы материалы Журнала «Край Смоленский» № 1, 2019

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: