Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

23 мая 1931 года по постановлению Реввоенсовета СССР начато серийное производство танка БТ-2 на Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна.

Всего было выпущено более 8 тысяч танков БТ-2, БТ-5, БТ-7.

БТ-2 – танк для Глубокой Операции

С начала 1930-х годов советская военная доктрина строилась на теории Глубокой Операции. Эта теория была разработана в конце 20-х годов. Автором её был Владимир Кириакович Триандафиллов, который в 1926–1931 годах был начальником Оперативного управления Штаба РККА. Труды Триандафиллова «Размах операций современных армий», М., 1926 и «Характер операций современных армий» М., 1929 стали теоретической основой предвоенного построения не только и не столько советских, сколько германских вооруженных сил. Там эта теория явилась логичным дополнением к немецкой теории Молниеносной войны.

Под теорию Глубокой операции создавались передвоенные воинские уставы, такие как, например, Временный полевой устав 1936, а также полевой устав ПУ-39 Под эту теорию создавались танковые и воздушно-десантные войска.

Однако танки конца 20-х годов под теорию глубокой Операции никак не подходили – скорость их была слишком мала, а запас хода весьма ограничен. Для претворения в жизнь теории Глубокой Операции требовался совершенно иной танк, и в 1932 году такой танк поступил на вооружение РККА.

В основу этого танка легла разработка американского конструктора Уолтера Кристи, которую он сам в 1928 году назвал «танк 1940 года». Кристи нашел техническое решение, позволявшее увеличить оперативную подвижность танков – иными словами, скорость при движении по дорогам. Он увеличил диаметр опорных катков, передние два из которых управлялись, до размеров автомобильных колес, а гусеницу сделал съемной. При движении со снятыми гусеницами тяговое усилие с помощью цепи Галля передавалось с ведущего колеса на заднюю пару катков, которые служили ведущими колесами.

Машины этого американского инженера, построенные в 1931 году, испытывались в армии США, но на вооружение так и не были приняты. Специалисты считали, что при больших скоростях управлять ими очень трудно, да и бронирование танков было недостаточным.

Но этому танку было суждено обрести вторую родину. Советское торгпредство купило эти машины у конструктора и под видом тракторов вывезло их в СССР. Там эта модель под обозначением БТ-2 была заочно принята на вооружение 23 мая 1931 года, когда еще не было изготовлено ни одного экземпляра.

Приказом по ВСНХ СССР № 73 от 21 мая 1931 года для обеспечения организации производства танков БТ на ХПЗ было создано КБ, куда вошли 11 инженеров и 4 чертежника-конструктора от ГКБ ОРПО (Орудийно-пулеметное объединение), два представителя от Ижорского завода, 15 инженеров от НАТИ (Научный автотракторный институт), двое — от УММ РККА, от ХПЗ — танко-конструкторское бюро в полном составе. Руководство вновь созданным бюро возложили на начальника ГКБ ОРПО С.А.Гинзбурга, его заместителем назначили председателя танковой секции Технического комитета УММ РККА Н.М.Тоскина. 25 мая КБ ХПЗ приступило к работе над чертежами и спецификациями танка БТ. Вся документация должна была быть готова в полуторамесячный срок — к 15 июля. К 26 июля работа над чертежами и технологической документацией была в основном завершена. Определился и круг заводов-смежников. Изготовителем корпусов, траков гусениц, поковок, стального и цветного литья назначался ХПЗ. Поставщиком брони для корпусов и башен и стальных цельнотянутых труб Ижорский завод. Пружины подвески должны были поступать с завода «Большевик» или с завода имени С.М.Буденного, радиаторы — с радиаторного завода в Москве.

Корпус БТ-2 представлял собой коробку, собранную из броневых листов, соединенных между собой клепкой. Передняя часть корпуса имела форму усеченной пирамиды Для посадки в танк служила передняя дверка, открывавшаяся на себя. Выше нее в передней стенке водительской будки находился щиток со смотровой щелью, откидывавшийся вверх. Носовая часть состояла из стальной отливки, к которой были приклепаны и приварены передние броневые листы и днище. Кроме того, она служила картером для монтажа рейки и рычагов рулевого управления. Через отливку продевалась стальная труба, снаружи приваренная к броневым листам и предназначенная для крепления кривошипов ленивцев.

К носу корпуса БТ-2 с обеих сторон приваривались (или приклепывались) консоли

(в виде треугольных листов брони), служившие скрепляющей частью трубы с носом корпуса. Консоли имели площадки для крепления резиновых буферов, ограничивавших ход амортизаторов передних управляемых колес.

Боковые стенки корпуса двойные. Внутренние листы стенок изготавливались из простой неброневой стали и имели по три отверстия для прохода цельнотянутых стальных труб для монтажа полуосей опорных катков. С наружной стороны к листам приклепаны по пять подкосов для крепления цилиндрических спиральных рессор подвески. Между 3-м и 4-м подкосами на деревянных подкладках располагался бензобак. К задней нижней части внутренних листов корпуса были приклепаны картеры бортовых передач, а к верхней части — подкосы для крепления задней рессоры. Наружные листы стенок — броневые. Они крепились к кронштейнам рессор на болтах. Снаружи с обеих сторон на четырех кронштейнах устанавливались крылья.

Корма корпуса состояла из двух картеров бортовой передачи, надетых и приваренных на стальную трубу и приклепанных к внутренним боковым листам; двух листов — вертикального и наклонного, приваренных к трубе и картерам (к вертикальному листу приклепаны две буксирные скобы), и съемного заднего щитка, закрывавшего трансмиссионное отделение сзади. В вертикальной стенке щитка были отверстия для прохода выхлопных труб. С наружной стороны на щитке крепился глушитель.

Днище корпуса сплошное, из одного листа. В нем под масляным насосом находился люк для демонтажа двигателя и две пробки для слива воды и масла.

Крыша в передней части БТ-2 имела большое круглое отверстие для башни с приклепанным нижним погоном шариковой опоры. Над моторным отделением в середине крыша была съемной, с откидывающимся вверх листом, запиравшимся на задвижку изнутри; снаружи задвижка открывалась ключом. В середине листа имелось отверстие для выхода трубы подачи воздуха к карбюраторам.

По бокам съемного листа на стойках крепились радиаторные щитки, под которые засасывался воздух для охлаждения радиаторов. Над отделением трансмиссии располагался квадратный люк для выхода горячего воздуха, закрытый жалюзи. Продольные листы брони над пространством между боковыми стенками крепились к кронштейнам рессор шпильками. В каждом листе было три круглых отверстия (крайние для прохода регулирующих стаканов рессор, а среднее над заливной горловиной бензобака); еще одно отверстие со сквозной прорезью находилось над пробкой бензопровода, здесь же устанавливались и три скобы для ремней крепления гусеничной ленты на крыле в сложенном виде.

Танк имел два типа движителей: гусеничный и колесный. Первый состоял из двух гусеничных цепей, каждая по 46 траков (23 плоских и 23 гребневых) шириной 260-мм; двух задних ведущих колес диаметром 640-мм; восьми опорных катков диаметром 815-мм и двух направляющих катков-ленивцев с натяжными приспособлениями. Опорные катки подвешивались индивидуально на цилиндрических спиральных пружинах, расположенных для. шести катков вертикально, между внутренними и наружными стенками корпуса, и для двух передних — горизонтально, внутри боевого отделения. Ведущие колеса и опорные катки обрезинены.

К изготовлению первых шести БТ-2 планировалось приступить 15 июня с таким расчетом, чтобы закончить их к 1 ноября. Но к указанному сроку были выпущены всего три машины, которые и были показаны на параде в Харькове (а не в Москве, как это ошибочно писалось раньше) 7 ноября 1931 года. Причем все эти танки имели корпуса и башни из обычной неброневой стали. С большим трудом удалось построить 3 опытных образца, 2 из которых участвовали в параде 7 ноября 1931 года в Москве (у третьего танка возник пожар в моторном отделении). У руководства РККА возникли сомнения по поводу целесообразности производства танка, однако в итоге было решено продолжить производство. Всего изготовили 13 таких корпусов и 66 башен, так как завод не сумел сразу освоить их производство из брони. В последующем их заменили на броневые.

Серийное производство танка сразу столкнулось с большим количеством трудностей. СССР в то время только начинал осваивать тяжёлую промышленность, и для производства передового образца бронетанковой техники не хватало буквально всего — подготовленных кадров, станков, качественных материалов. Возникали проблемы с производством качественной брони и формированием из неё корпуса и башен. Танк остался без двигателя — пока его доводили до ума, производство авиамотора М-5, на который он был рассчитан, было прекращено. На танки стали ставить моторы, выработавшие свой ресурс в авиации, а также пришлось срочно закупать в США имевшиеся там запасы мотора Либерти.

Двенадцать цилиндров этого двигателя располагались V-образно под углом в 45 градусов. при 1274-миллиметровом диаметре цилиндра и 177,8-миллиметровом ходе поршня рабочий объём составлял 27,028 литра. При 5,4-кратной степени сжатия и 1650 об/мин мотор выдавал 400-сильную мощность.

Закупили 2000 шт., частично тоже бывшие в употреблении. Но новые двигатели требовали ремонта, отличались невысокой надёжностью и пожароопасностью. Крупные проблемы возникли с вооружением. Первоначально планировалось установить на танк 37-мм пушку ПС-2, разработанную в 1930 году инженером Павлом Николаевичем Сячентовым. Однако наладить её серийное производство не удалось. Положение спасло принятие на вооружение пушки Б-3, созданной на базе 37-мм противотанковой пушки 1К образца 1930 года37-мм противотанковая пушка 1К образца 1930 года. Вспомогательное вооружение было представлено пулемётом ДТДТ-29. Боекомплект орудия составлял 92 выстрела. К пулемёту же прилагались 43 диска, общее количество патронов в которых составляло 2709 штук. Поскольку выпуск танков опережал производство пушек, часть танков пошла в войска невооружёнными. Сначала планировалось устанавливать на танки 37-мм пушку Гочкиса SA-18, применявшуюся на танках Т-18(МС-1), но и их в достаточном количестве не оказалось. Чтобы как-то исправить ситуацию, было решено прямо в войсках вместо пушки устанавливать спарку авиационных пулемётов ДА.

Со временем все трудности удалось преодолеть, и производство БТ-22 стало массовым. В 1932 было изготовлено 396 танков БТ-2, в 1933 — ещё 224. В 1933 году связи с началом производства более совершенного танка БТ-5 производство БТ-2 было прекращено.

Танки БТ-2, поступившие в войска, быстро стали рассматриваться скорее как учебные. Процесс их освоения личным составом шел тяжело. Не особенно высокое качество сборки машин, помноженное на низкую квалификацию обслуживающего персонала, давало постоянные поломки. Их устранение затруднялось вечным дефицитом запчастей. Тем не менее динамические возможности танка впечатляли, особо знамениты были прыжки танка на расстояния до 40 метров, с гордостью демонстрируемые высокому начальству и иностранным гостям. Первоначально БТ-2 поступили на вооружение мехкорпусов, после их расформирования – механизированных и танковых бригад. Постепенно, по мере насыщения войск более совершенными танками, они все больше переходили на выполнение учебных задач, как в частях, так и в учебных заведениях, в которых к концу 1930-х имелось до 130 танков БТ-2. В мае 1940 все 597, находящихся к тому времени на вооружении РККА танков БТ-2 было решено «оставить как учебный парк до полного износа». Однако массированное формирование мехкорпусов вынудило вновь поставить в строй эти машины.

Впервые БТ-2 пошли в бой в конфликте на реке Халхин-Гол. Затем они принимали участие в так называемом Освободительном походе в Западную Украину и Белорусию. Значительное их количество участвовало в советско-финской войне. Так, в составе 1 легкотанковой бригады имелось 82 БТ-2, большая часть из которых в ходе тяжелых боев вышла из строя по техническим причинам и была эвакуирована на завод. Были и боевые потери – четыре танка сгорело, а два утонуло. Вообще же потери БТ-2 в конфликтах и войнах 1939-1940 были невелики.

К 1 июня 1941 на вооружении РККА имелось 580 линейных танков БТ-2, в том числе 396 в западных округах. Из них 366 были на ходу и использовались только в качестве учебных машин, 119 БТ-2 требовали среднего, а 30 – капитального ремонта, еще 72 были чисто учебными и использовались в основном в качестве учебных стендов. С началом боевых действий все находившиеся в войсках в качестве учебных машин танки БТ-2 были поставлены в строй. БТ-2 входили в состав танковых и моторизованных дивизий мехкорпусов и участвовали в боях практически по всему фронту.

Так, в 5 мехкорпусе было 10 БТ-2, в 6 мехкорпусе – 30, в 7 мехкорпусе – 27, в 8 мехкорпусе – 14, в 24 танковой дивизии 10 мехкорпуса – 139. В ходе боев эти сильно изношенные машины были быстро потеряны, так, в той же 24 тд на 24 июля 1941 уже не было ни одного БТ-2. По некоторым данным, ощущалась острая нехватка 37 мм снарядов, поскольку их производство было давно прекращено. Находившиеся во внутренних округах БТ-2 были спешно приведены в боеготовое состояние и брошены в бои лета-осени 1941, и также были в своем большинстве быстро потеряны. Некоторое количество БТ-2 применялось в Московской битве, например, в 18 танковой бригаде было 5 БТ-2. Отдельные машины этого типа встречались на фронте в 1942-1943 (в частности, имеется фотография пулеметного БТ-2 в бою, датируемая летом 1942). Некоторое количество этих машин имелось на Ленинградском фронте, например, летом 1943 их было 12. По некоторым данным, они воевали еще в 1944 году.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: