Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

23 (10) февраля 1915 года начался суд на 5-ю членами большевистской фракции в государственной Думе.

9 ноября (27 октября) 1913 года оформилась большевистская фракция в 4-й государственной думе
В состав фракции входили: А.Е. Бадаев — от Петербургской губернии, Г.И. Петровский — от Екатеринославской, М.К. Муранов — от Харьковской, Н.Р. Шагов — от Костромской, Ф.Н. Самойлов — от Владимирской; Р.В. Малиновский — от Московской (в 1914 был разоблачен как провокатор и выбыл из Думы).
Во 2-й и 3-й Государственной думах большевики и меньшевики входили в единую социал-демократическую фракцию; в 4-ю Государственную думу 1912, кроме 6 большевиков, было избрано 7 меньшевиков (В. И. Хаустов — от Уфимской губ., А. Ф. Бурьянов — от Таврической, И. Н. Туляков — от Донской, A. И. Чхенкели — от Батумско-Карской обл., М. И. Скобелев — от русского населения Закавказья, Н. С. Чхеидзе — от Тифлиса, И. Н. Маньков — от Иркутской губ., в дальнейшем примкнул Е. И. Ягелло — от Варшавы).
С первых же дней в объединенной социал-демократической фракции началась острая борьба, отражавшая принципиальные расхождения между большевиками и меньшевиками по коренным вопросам революции.
Уже при обсуждении декларации фракции меньшевики пытались провести ликвидаторские лозунги «свободы коалиций», «культурно-национальной автономии» и т. д.
«Февральское» 1913 года совещание ЦК РСДРП с партийными работниками осудило эти выступления как прямое нарушение партийной программы.
Однако вплоть до октября 1913 года разногласия внутри фракции не приняли формы организационного раскола.
«Августовское» («летнее») 1913 года совещание ЦК РСДРП с партийными работниками констатировало, что узко-фракционная деятельность меньшевиков, которые, пользуясь случайным большинством, нарушают элементарные права 6 рабочих депутатов, угрожает единству фракции, и указало, что только при полном равноправии двух ее частей возможно дальнейшее существование объединенной фракции в Думе.
Опираясь на решение ЦК, большевистская «шестерка» 29 (16) октября 1913 года выступила с заявлением, написанным В. И. Лениным, потребовав равенства обеих частей фракции.
7 ноября (25 октября) меньшевики ответили отказом.
Ввиду этого большевики оформились в самостоятельную фракцию под предложенным В. И. Лениным названием — «Российская социал-демократическая рабочая фракция».
Наряду с «Правдой» Большевистская фракция явилась основным легальным партийным центром, опираясь на который большевистская партия вела революционную работу в массах.
Еще до раскола социал-демократическая фракция выступала с рядом запросов правительству. За время 1-й сессии 4-й Государственной думы (1912-1913) были внесены запросы по поводу Ленского расстрела 1912, о преследовании рабочих профсоюзов, о запрещении собраний и выборов в страховые органы, о репрессиях против стачечников, о взрыве на Охтинском заводе и др.
Особенно широко стала применяться практика внесения запросов после выделения большевиков в самостоятельную фракцию.
Только за первые полтора месяца, в течение которых было 24 заседания, большевики внесли 13 запросов, среди которых были: о провокации при аресте социал-демократической фракции 2-й Думы, о забастовках на Обуховском заводе, о катастрофах на рудниках, о страховых собраниях и др.
Обращаясь к правительству с запросами и выступая с думской трибуны, большевики на конкретных примерах разоблачали царизм.
Так, Шагов и Самойлов выступали с речами по вопросу о локаутах на текстильных фабриках, Петровский и Бадаев — об арестах рабочих уполномоченных при выборах в страховые кассы, о рабочей печати, о катастрофах на Орловско-Еленовском руднике и т. д.
Несмотря на то что аграрный вопрос в 4-й Думе не обсуждался, депутаты-большевики не раз выступали в защиту прав крестьян. Проекты двух речей — Шагова по аграрной политике правительства и Петровского по смете Министерства земледелия — были подготовлены В. И. Лениным.
Выступали большевики и по национальному вопросу.
Проект речи, с которой по этому вопросу выступил Петровский, также был написан Лениным.
Им же было подготовлено два законопроекта по национальному вопросу. Первый из них «Проект закона об отмене всех ограничений прав евреев и всех вообще ограничений, связанных с происхождением или принадлежностью к какой бы то ни было национальности», был отклонен Думой, второй «Проект закона о равноправии наций и о защите прав национальных меньшинств» внести в Думу не удалось.
Наряду с легальной деятельностью Большевистская фракция вела и большую нелегальную работу, осуществляя связь между местными партийными организациями.
Особенно большое значение эта работа приобрела в начале 1-й мировой войны, когда большевистские организации и их легальные центры подверглись разгрому со стороны правительства.
Большевистская фракция приняла участие в конференции большевиков в Озерках 15-17 (2-4) ноября 1914 г. Все участники конференции, в т. ч. и большевики-думцы, были арестованы.
Суд над Большевистской фракцией состоялся 23-26 (10-13) февраля 1915 г. в Особом присутствии петроградской судебной палаты.
Все 5 депутатов были признаны виновными в участии в организации, ставящей задачей свержение царизма, и приговорены к ссылке на поселение в Восточную Сибирь (Туруханский край), откуда они вернулись в марте 1917 года.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: