Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Праздничные,Знаменательные и Памятные даты 17 января

Праздник дня:

 

17 января- День детских изобретений

День детских изобретений или, как его еще называют, День детей-изобретателей отмечается ежегодно в середине зимы, 17 января. Дети-изобретатели — это не веяние 21 века, как многие могут предположить, они были всегда. Множество детей по всему миру ежедневно и ежечасно имеют возможность, иногда даже сами того не понимая,изобрести для человечества просто необходимые в последующем вещи.

 

17 января- День творчества и вдохновения

День творчества и вдохновения принято праздновать семнадцатого января. Эти два понятия тесно переплетаются и взаимодействуют друг с другом. Любой человек, чья жизнь и работа связаны со сферой искусства, сможет подтвердить: без вдохновения можно часами и сутками сидеть за рабочим столом, но так ничего и не сделать. Вот почему было решено совместить празднование, посвященное этим категориям, в единую дату.

В этот день родились:

17 января 1968Светлана Мастеркова (1968), русская легкоатлетка, чемпионка мира и Олимпиады в беге на 800 и 1500 метров

17 января 1961Майя Чибурданидзе (1961), грузинская шахматистка, экс-чемпионка мира.

17 января 1951 Юрий Константинович Зайцев (1951), штангист, олимпийский чемпион 1976 года в 1-м тяжелом весе.

17 января 1944Виктор Ерин (1944), заместитель директора Службы внешней разведки России, бывший министр внутренних дел (1992-95 гг.)

17 января 1942 — Семен Теодорович Альтов (1942), писатель-сатирик, юморист

17 января 1936 — Леонид Островский (1936), футболист киевского «Динамо», 3-кратный чемпион СССР

17 января 1935 — Борис Андрианович Стенин (1935 — 18.1.2001), спорстмен-конькобежец, заслуженный мастер спорта. Трижды становился чемпионом СССР в многоборье. Самым удачным для него был 1960 год, когда он стал серебряным призером чемпионата Европы, занял 3-е место на Олимпийских играх на дистанции 1500 м и одержал победу на чемпионате мира в многоборье. В тот же год выиграла мировое первенство и стала призером Олимпийских игр его жена — Валентина СТЕНИНА.

17 января 1931 — Юрий Васильевич Рудов (1931), спортсмен-фехтовальщик, олимпийский чемпион 1960 года в составе команды рапиристов, заслуженный мастер спорта

17 января 1929 — Федор Васильевич Бункин (1929), физик, академик (1992), генеральный конструктор научно-производственного объединения «Алмаз» им. А. А. Расплетина, создатель зенитной ракетной системы нового поколения С-300П.

17 января 1916 года родился Виктор Максимович Голубев, дважды Герой Советского Союза

Голубев Виктор Максимович
Голубев Виктор Максимович

Виктор Голубев родился в Петрограде в семье рабочего. Детство и юность прошли в Угличе, закончил среднюю школу. Работал на заводе в Ленинграде.В рядах Красной Армии с 1936 года. В 1939 году окончил Харьковское пограничное училище НКВД.

В Великую Отечественную войну, с первых её дней, — в штурмовой авиации. Воевал в составе 285-го штурмового авиаполка 228-й штурмовой авиационной дивизии 16-й воздушной армии. Командуя звеном штурмовиков «Ил-2», участвовал в боях под Смоленском, Ростовом-на-Дону. В период Сталинградской битвы (с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года) лётчики-штурмовики его звена, а затем и эскадрильи проявили образцы героизма и мастерства, уничтожая технику и живую силу гитлеровцев, рвущихся к Волге.
12 августа 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 693).
8 февраля 1943 года «за проявленную отвагу в боях с немецко-фашистскими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава в разгроме фашистских войск под Сталинградом» 285-й штурмовой авиаполк был преобразован в 58-й гвардейский штурмовой авиационный полк.

В ходе Курской битвы (с 5 июля по 23 августа 1943 года) по всему фронту гремела слава о мастерских ударах по хвалёным немецким «Тиграм», «Пантерам» и «Фердинандам» лётчика-штурмовика Героя Советского Союза штурмана 58-го гвардейского авиаполка гвардии майора В. М. Голубева. В ожесточённых боях на «курском выступе» он многократно водил в бой шестёрку штурмовиков «Ил-2», которой нередко удавалось за один вылет уничтожать десятки танков врага.

24 августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии майор Голубев В. М. был удостоен второй медали «Золотая Звезда». Он стал первым дважды Героем 16-й воздушной армии. К этому времени на его боевом счету насчитывалось 257 боевых вылетов, в ходе которых им уничтожено и повреждено 69 танков, 875 автомашин, 10 цистерн с горючим, много другой боевой техники, а также выведена из строя не одна сотня вражеских солдат и офицеров.
С 1943 года гвардии майор Голубев — слушатель Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. 17 мая 1945 года его жизнь оборвалась при выполнении учебно-тренировочного полёта. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

17 января 1905Борис Пономарев (1905), секретарь ЦК КПСС (1961-86 гг.)

17 января 1902 — Леонид Захарович Трауберг  (1902 — 14.11.1990), кинорежиссер, сценарист («Новый Вавилон», «Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона»). Учился в студии Комической оперы в Петрограде, в 1919 году организовал театральную студию в Одессе, а в 1921 году вместе с Григорием КОЗИНЦЕВЫМ — Фабрику эксцентрического актера (ФЭКС), в которой учились Я. ЖЕЙМО, Е. КУЗЬМИНА, С. ГЕРАСИМОВ, О. ЖАКОВ и др. С 1924 по 1945 гг. ставил все фильмы вместе с Г. Козинцевым.

17 января 1884 — Альберт Пинкевич (1884), русский революционер, меньшевик, первый ректор Ленинградского пединститута имени Герцена и Уральского государственного университета

17 января 1883 года родился Гастон Монмуссо — деятель французского рабочего движения, коммунист, писатель, член ЦК ФКП.

17 января 1865 — Александр Мартынов (1865), русский революционер, лидер меньшевиков, редактор журнала «Коммунистический интернационал»

17 января 1863 — Константин Сергеевич Станиславский /АЛЕКСЕЕВ/ (1863 — 7.8.1938), режиссер.

17 января 1847 — Николай Егорович Жуковский (1847 — 17.3.1921), «отец русской авиации», основоположник современной гидро- и аэромеханики.

Николай Егорович Жуковский
Николай Егорович Жуковский

В 1902 году под его руководством при механическом кабинете Московского университета была сооружена одна из первых в мире аэродинамических труб, а в 1904 г. в поселке Кучино, под Москвой, создан первый в Европе аэродинамический институт. В декабре 1918 года по предложению Жуковского Советским правительством был учрежден Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), первым руководителем которого он стал. Одновременно были основаны теоретические курсы для военных летчиков, преобразованные затем в Московский авиационный техникум. На его базе в 1920 году был создан Институт инженеров Красного воздушного флота, с мая 1922 года ставший Военно-воздушной инженерной академией им. Жуковского.

17 января 1799 — Авдотья Ильинична Истомина (1799 — 8.7.1848), балерина, увековеченная А. С. ПУШКИНЫМ в романе «Евгений Онегин».

День в истории:

17 января 2001 — Высший арбитражный суд РФ запретил наружную рекламу алкогольных напитков.

17 января 1996 года Госдума России провозгласила Севастополь российским городом

 

17 января 1979 года в СССР стартовала Всесоюзная перепись населения.

 

17 января 1972 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о введении нового Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО).

ГТО

«Новый комплекс ГТО,— говорилось в постановлении,— являющийся программной и нормативной основой советской системы физического воспитания, призван сыграть важную роль в подготовке всесторонне развитых и физически совершенных людей, активных строителей коммунистического общества, стойких защитников Родины».

17 января 1970 года летчик В.С. Ильюшин совершил первый полет на самолете Т6-2И (сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла). Этот самолет с обозначением СУ-24 (главный конструктор Е.С. Фельснер) в 1972 году запущен в серию на Новосибирском авиазаводе им. В.П. Чкалова. Всего изготовлено 540 машин.

17 января 1964 — Окончание строительства 1-й очереди газопровода Бухара — Урал.

 

17 января 1961 — Шесть кандидатов в космонавты: В. Быковский, Ю. Гагарин, А. Николаев, П. Попович, Г. Титов, Г. Нелюбов сдали первый экзамен по конструкции, эксплуатации и навыкам управления космического корабля «Восток».

17 января 1961 года убит Патрис Лумумба — первый премьер-министр независимой Республики Конго (ныне — Демократическая Республика Конго). Национальный герой страны, основатель партии Национальное движение Конго.

Патрис Лумумба
Патрис Лумумба

В июне 1960 г. Лумумба стал первым премьер-министром Конго после обретения независимости. Но Бельгия сохранила контроль над минеральными богатствами в Катанге, а видные чиновники администрации Эйзенхауэра – финансовые интересы и связи в этой провинции. На церемонии по случаю Дня независимости Лумумба призвал народ к экономическому и политическому освобождению. Через 11 дней Катанга отделилась от страны.
Вскоре Лумумба был смещён с должности при подстрекательстве США, а в январе 1961 г. стал жертвой теракта. После нескольких лет гражданских конфликтов к власти пришел связанный с ЦРУ Мобуту, правивший страной более 30 лет и ставший мультимиллиардером. За это время уровень коррупции и бедности в этой богатой природными ресурсами стране достиг таких размеров, что поражал даже его хозяев в ЦРУ.

17 января 1960 года десантную баржу с четырьмя советскими бойцами унесло в Тихий океан.

Дрейф самоходной баржи т-36
Дрейф самоходной баржи т-36

Четыре парня 49 суток мужественно боролись и со стихией, и с голодом, и с жаждой.
Они не потеряли человеческого достоинства и победили. Вот имена героев: Анатолий Крючковский, 21 год, Филипп Поплавский, 20 лет, Иван Федотов, 20 лет, Асхат Зиганшин, 21 год.
Спасла отважную четверку береговая охрана США, а об их одиссее был поставлен художественный фильм, который так и назывался — «49 дней».

17 января 1960 года ураган совал со швартовов советскую баржу Т-36 и унёс её на сотни миль от берега. Положение осложнялось тем, что ребята не были моряками — они служили в инженерно-строительных войсках, то есть в «стройбате». А на баржу были направлены для разгрузки грузового судно, которое должно было подойти к причалу. Но неожиданно налетел ураган, и советские военнослужащие оказались в практически безвыходной ситуации. На унесённой в океан барже не было топлива, отсутствовали средства связи с берегом, в трюме возникла течь, из продовольствия имелись: буханка хлеба, две банки тушёнки, банка жира и несколько ложек крупы. Были ещё два ведра картошки, которую во время шторма раскидало по машинному отделению, отчего она пропиталась мазутом. Опрокинуло и бачок с питьевой водой, которая частично перемешалась с морской. Ещё была на судне печка-буржуйка, спички и несколько пачек папирос «Беломор». К тому же мореходные качества баржи были такими, что по технике безопасности она даже в штилевую погоду не имела права отплывать от берега более, чем на 300 метров.

Проблему пресной воды ребята решили так: её брали из системы охлаждения двигателей, хотя и ржавую, но относительно годную для употребления. Также собирали дождевую воду. В качестве еды варили похлёбку — немного тушёнки, пара пахнущих топливом картофелин, самая малость крупы. На таком рационе требовалось не только выживать самим, но и бороться за живучесть баржи: скалывать лёд с бортов, чтобы не допустить её переворота, выкачивать воду, собиравшуюся в трюме.

Когда еда совсем закончилась, сержант Зиганшин вспомнил рассказ школьной учительницы о матросах, потерпевших бедствие и страдавших от голода. Те моряки варили и ели кожаные вещи. Ремень сержанта был кожаным. Его сварили, покрошив в лапшу, потом употребили ремешок от разбитой и неработающей рации, потом стали есть сапоги, содрали и съели кожу с оказавшейся на борту гармошки…

Вскоре к мукам голода и жажды добавились слуховые галлюцинации. Ивана Федотова начали мучить приступы страха. Товарищи поддерживали его, как могли, успокаивали.

Поразительно то, что за всё время дрейфа в четвёрке не произошло ни одной ссоры, ни одного конфликта. Даже тогда, когда сил уже практически не осталось, ни один не попытался отобрать у товарища пищу или воду, чтобы выжить самому. Просто договорились: последний, кто останется в живых, перед тем как умереть, оставит на барже запись о том, как погибал экипаж Т-36…

2 марта они впервые увидели проходящее вдали судно, но, кажется, сами не поверили в то, что перед ними не мираж. 6 марта новый корабль показался на горизонте, но отчаянные сигналы о помощи, которые подавали солдаты, на нём не заметили.

7 марта 1960 года авиационная группа с американского авианосца «Кирсардж» обнаружила баржу Т-36 примерно в тысяче миль северо-западнее острова Мидуэй. Полузатопленная баржа, которая не должна удаляться от берега на расстояние больше 300 метров, прошла больше тысячи миль по Тихому океану, преодолев половину расстояния от Курил до Гавайев.

Американцы в первые минуты не понимали: что, собственно, за чудо-юдо перед ними и что за люди плывут на нём?

Но ещё большее недоумение моряки с авианосца пережили, когда доставленный с баржи вертолётом сержант Зиганшин заявил: у нас всё нормально, нужно топливо и продукты, и мы сами доплывём до дома. На самом деле, конечно, плыть солдаты уже никуда не могли. Как потом говорили врачи, жить четвёрке оставалось совсем немного: смерть от истощения могла наступить уже в ближайшие часы. А на Т-36 к тому времени оставался один сапог и три спички.

Американские медики дивились не только стойкости советских солдат, но и удивительной самодисциплине: когда экипаж авианосца стал предлагать им еду, они съели совсем чуть-чуть и остановились. Если бы съели больше, то сразу погибли бы, как гибли многие, пережившие долгий голод.

На борту авианосца, когда стало ясно, что они спасены, силы окончательно оставили солдат — Зиганшин попросил бритву, но упал в обморок около умывальника. Брить его и его товарищей пришлось морякам «Кирсарджа».
Когда солдаты отоспались, их начал мучить страх совсем иного рода — на дворе-то была холодная война, а помощь им оказал не кто-нибудь, а «вероятный противник». К тому же к американцам в руки попала советская баржа. Капитан «Кирсарджа», кстати, никак не мог взять в толк, отчего солдаты так рьяно требуют от него погрузить на борт авианосца это ржавое корыто? Чтобы успокоить их, он сообщил им: баржу в порт отбуксирует другое судно. На самом деле американцы потопили Т-36 — не из-за желания нанести вред СССР, а потому, что полузатопленная баржа представляла угрозу судоходству.

Когда в СССР узнали о спасении четверки героев, руководитель государства Никита Хрущёв послал им приветственную телеграмму.

Первая пресс-конференция героев состоялась ещё на авианосце, куда вертолётами доставили около полусотни журналистов. Закончить её пришлось раньше времени: у Асхата Зиганшина носом пошла кровь.

Позже ребята дали массу пресс-конференций, и практически везде им задавали один и тот же вопрос: как на вкус сапоги? «Кожа очень горькая, с неприятным запахом. Да разве тогда до вкуса было? Хотелось только одного: обмануть желудок. Но просто кожу не съешь: слишком жёсткая. Поэтому мы отрезали по маленькому кусочку и поджигали. Когда кирза сгорала, она превращалась в нечто похожее на древесный уголь и становилась мягкой. Этот «деликатес» мы намазывали солидолом, чтобы легче было глотать. Несколько таких «бутербродов» и составляли наш суточный рацион», — вспоминал потом Анатолий Крючковский.

К моменту прибытия авианосца в Сан-Франциско герои уникального плавания, продлившегося около 50 дней, уже немного окрепли. Америка встречала их восторженно — мэр Сан-Франциско вручил им «золотой ключ» от города.

Специалисты восхищались: молодые советские парни в критической ситуации не потеряли человеческий облик, не озверели, не вступили в конфликты, не скатились до каннибализма, как это случалось со многими из тех, кто попадал в аналогичные обстоятельства.

А простые жители США, глядя на фото, удивлялись: разве это враги? Милейшие ребята, немного стеснительные, что только добавляет им шарма. В общем, для имиджа СССР четверо солдат за время своего пребывания в США сделали больше, чем все дипломаты.

По возвращении в СССР героев ждал приём на высшем уровне — в их честь был организован митинг, солдат лично принимали Никита Хрущёв и министр обороны Родион Малиновский. Всех четверых наградили орденами Красной Звезды, про их плавание сняли фильм, написали несколько книг. Филипп Поплавский, Анатолий Крючковский и Асхат Зиганшин по рекомендации командования поступили в Ленинградское военно-морское среднетехническое училище, которое окончили в 1964 году. Иван Федотов, парень с берегов Амура, вернулся домой и всю жизнь проработал речником. Его не стало в 2000 году. Филипп Поплавский, поселившийся под Ленинградом, после окончания училища работал на больших морских судах, ходил в заграничные плавания. Он скончался в 2001 году. Анатолий Крючковский живёт в Киеве, много лет проработал заместителем главного механика на киевском заводе «Ленинская кузница». Асхат Зиганшин после окончания училища поступил механиком в аварийно-спасательный отряд в городе Ломоносове под Ленинградом, женился, воспитал двух прекрасных дочерей. Выйдя на пенсию, поселился в Петербурге.

17 января 1950 года основана Коммунистическая партия Боливии.

 

16 января 1947 года закончился суд над пособниками нацистов. Вечером того же дня военные преступники были казнены

суд над пособниками нацистов
Суд над пособниками нацистов

За бои южнее Варшавы 14-16 января 1945 года к званию Героя Советского Союза был представлен командир штрафной роты гвардии капитан Буниятов Зия Мусаевич. Из рассекреченных документов.

В январе 1945 года его вызвал к себе комдив и предложил стать командиром штрафной роты. Капитан Буниятов был назначен командиром 213-й штрафной роты (5-я ударная армия, 1-й Белорусский фронт). 14 января в ходе Висло-Одерской операции в бою у селения Пальчек рота под командованием капитана Буниятова выполнила важную боевую задачу. Сам Буниятов позже вспоминал:

«Мне было поручено чрезвычайно опасное дело: преодолеть тройную линию обороны противника и выйти глубоко в тыл. Мы должны были взять заминированный мост длиной 80 метров через реку Пилица, при этом сохранить мост невредимым, так как по нему должна была пройти боевая техника. И мы выполнили эту задачу, но какой ценой! В этом бою из 670 бойцов в живых остались 47. Скольких я похоронил тогда, сколько писем написал их близким! Всех оставшихся в живых наградили боевыми орденами.»

Подвиг Зии Буниятова в официальных документах описывается так:

«Командир 123-й отдельной стрелковой штрафной роты (5-я ударная армия, 1-й Белорусский фронт) кандидат в члены ВКП(б) капитан Буниятов З.М. отличился в боях на территории Польши. 14 января 1945 года рота одной из первых в армии форсировала реку Пилица, захватила мост и удерживала его до подхода подкрепления в районе населённого пункта Пальчев (в 9 километрах юго-западнее города Варка). Рота уничтожила свыше 100 и взяла в плен 45 гитлеровцев, захватила 5 шестиствольных миномётов, 3 орудия»

В результате выполненной ротой задачи, советские войска вышли на оперативный простор в междуречье Вислы и Одера и вскоре придвинулись на расстояние около 90 км от Берлина. Звание Героя Советского Союза Буниятову было присвоено 27 февраля 1945 года. В марте того же года он стал членом ВКП(б).

Во время боёв за Берлин Буниятов спасал мирных жителей, прятавшихся в метро, когда его туннели были затоплены отступавшими нацистами. К моменту капитуляции Германии Зия Буниятов с боями дошёл до района Силезского вокзала, причём из бойцов его роты в строю остались лишь семеро. За доблесть и героизм, проявленный в ходе штурма Зееловских высот, Зия Буниятов был награждён орденом Красного Знамени. За годы войны Зия Буниятов был несколько раз ранен и контужен, но всегда возвращался в строй. Один осколок ему удалили спустя 30 лет после ранения. Последствия ранений Буниятова мучили многие годы, а от приступов головных болей он избавиться так и не смог.

 

17 января 1945 года танковый батальон майора Хохрякова Семёна Васильевича освободил польский город Ченстохов. Накануне вечером его батальон совместно с мотострелками ворвался в город. Пример освобождения крупного города батальоном танкистов и батальоном мотострелков за одни сутки не имеет себе равных.

Второй «Золотой Звездой» Героя Советского Союза удостоен за выдающиеся действия в Висло-Одерской операции. Только в начале операции, с 12 по 18 января 1945 года батальон Хохрякова прошёл с боями свыше 200 километров, причём в головном отряде танковой бригады. Вечером 16 января его батальон совместно с моторизованным батальоном ворвался в Ченстохову, и в середине следующих суток полностью освободил город. При освобождении Ченстоховы уничтожено около 1200 немецких солдат, 8 танков, 10 бронемашин, 25 артиллерийских орудий, 53 миномёта, свыше 170 автомашин, свыше 200 конных повозок. При этом в батальоне погибли только 10 и ранено 21 танкист, подбито 5 танков. «Особенно блистательная военная операция была проведена комбатом Хохряковым С.В. под городом Ченстоховом, когда его батальон, пройдя с боями более 200 километров и освободив этот польский город от фашистов, открыл путь основным силам Советской Армии на территорию гитлеровской Германии». За подвиги, совершённые при форсировании рек Нида, Пилица, Варта и в боях за город Ченстохова, награждён второй медалью «Золотая Звезда».

17 января 1944 года в бою у Лысой Горы на подступах к Красному Селу пулемётчик 191-го гвардейского стрелкового полка 64-й гвардейской стрелковой дивизии 42-й армии Ленинградского фронта красноармеец Александр Фёдорович Типанов забросал вражеский дзот гранатами.

Немецкий пулемет смолк, и бойцы поднялись в атаку. Но вдруг вражеская огневая точка вновь ожила – и тогда герой закрыл амбразуру своим телом, обеспечив товарищам продвижение вперёд.

17 января 1944 года в бою за деревню Сокули Ленинградской области старший сержант Иван Куприянович Скуридин, израсходовав гранаты и патроны, закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота, ценой жизни способствуя выполнению боевой задачи отделением.

До войны был помощником командира взвода военизированной стрелковой охраны «Севвостлага» ГУЛАГ НКВД СССР. Похоронен в посёлке Гостилицы Ломоносовского района Ленинградской области в братской могиле мемориала «Гостилицкий». Именем героя названа улица в Магадане.

 

Погибшие в небе за Родину становятся небом над ней… 17 января 1944 года в ходе боев за полное снятие блокады Ленинграда летчик-истребитель старший лейтенант Михаил Фёдорович Шаронов направил свой горящий самолет на немецкую автоколонну

В январе 1944 года во время операции по окончательному снятию блокады Ленинграда эскадрилья старшего лейтенанта М.Ф. Шаронова осуществляла прикрытие штурмовиков, наносивших удары по позициям германских войск, делая по несколько вылетов день. 17 января 1944 года в районе Аннолово — Новолисино — разъезд Стекольный штурмовики под прикрытием эскадрильи Шаронова атаковали наземные войска противника. Так как немецких истребителей в этом районе не оказалось, истребительная эскадрилья Шаронова стала атаковать автоколонну с горючим и боеприпасами, двигавшуюся к фронту. Во время третьего захода истребитель Шаронова был подбит огнём зенитной артиллерии. Тогда лётчик направил свой горящий самолёт в автоколонну.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1944 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, старшему лейтенанту Шаронову Михаилу Фёдоровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза

17 марта 1943 года закончились наступательные бои войск Северо-Западного фронта в районе Старой Руссы. Ликвидирован плацдарм противника на восточном берегу р. Ловать, войска фронта вышли на р. Редья, где фронт стабилизировался до конца года.

17 января 1943 года на направлении главного удара войска Донского фронта вышли на внутренний обвод Сталинграда – мощные укрепления.

«Требовалось поистине безгранично любить свою Родину, Советскую власть и люто ненавидеть врага, чтобы преодолеть эти грозные позиции», – Рокоссовский

17 января 1942 года войска 20-й армии Западного фронта освободили г. Рузу.

 

17 января 1940 — Самая низкая в XX веке для Ленинграда температура воздуха: —35,6°С.

17 января 1939 года началась Всесоюзная перепись населения.

 

17 января 1934 года Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета принял постановление «О разделении Уральской области» на три области: Свердловскую, с центром в городе Свердловске, Челябинскую, с центром в г. Челябинске и Обско-Иртышскую, с центром в г. Тюмени.

 

17 января 1921 года был издан Декрет СНК РСФСР «О воздушных передвижениях в воздушном пространстве над территорией РСФСР и над ее территориальными водами» — первый законодательный акт в области воздушного права.

 

17 января 1920 г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров в связи с разгромом основных сил контрреволюции (Колчак, Деникин, Юденич) постановили отменить смертную казнь (расстрел) как высшую меру наказания, кроме прифронтовых местностей.
ВЦИК и СНК 17 января 1920 г. постановили:

«Отменить применение высшей меры наказания (расстрела), как по приговорам Всероссийской Чрезвычайной Комиссии и ее местных органов, так и по приговорам городских, губернских, а также и Верховного при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете трибуналов».
11 мая 1920 г. вышло уточняющее Постановление ВЦИК и СТО «Об объявлении некоторых губерний на военном положении», которое предоставило губернским революционным трибуналам право определения меры репрессии.
В период Гражданской войны к смертной казни трибуналами было приговорено из числа всех ими осужденных:
в 1919 г. — 14%,
в 1920 г. — 11%,
в 1921 г. — 5%,
в 1922 г. — 1%.

СПРАВКА:
28 октября 1917 года, после установления советской власти, смертная казнь была отменена II Всероссийским съездом Советов. Однако, в связи с принятием постановления СНК РСФСР «О красном терроре» от 5 сентября 1918 года, смертная казнь была восстановлена: она применялась к лицам, которые входили в белогвардейские организации, а также имели отношение к заговорам и мятежам.

26 мая 1947 года в СССР отменена смертная казнь, однако, в январе 1950 года «по многочисленным просьбам трудящихся» смертную казнь вернули, как меру наказания для изменников Родины, шпионов и диверсантов. В 1954 году «высшая мера» распространилась и на лиц, совершивших убийство при отягчающих обстоятельствах.

17 января 1919 г. белые заняли уездный город Ставропольской губернии Святой Крест (ныне Буденновск).

 

17 января 1919 г. в Польше на смену правительству Енджея Морачевского, в котором преобладали представители ППС, пришло на смену правительство Игнация Яна Падеревского, в котором преобладали беспартийные буржуазные деятели и представители консервативных партий, тогда как ППС получила лишь пост министра труда. Заигрывания фактически контролировавшего государство Пилсудского с «социализмом» даже в версии социал-шовинистов из ППС закончились.

 

17 (4) января 1918 г. съезд неказачьего населения Донской области избрал своих представителей в областное правительство, среди которых преобладали правые эсеры (большевики, находившиеся на подпольном положении, съезд бойкотировали).

В правительстве Донской области представители иногородних получили столько же мест, сколько и казаки — однако вне квот остался пост главы правительства, занимаемый казаком Митрофаном Богаевским. Кроме того, решения правительства утверждались атаманом Калединым.

17 (4) января 1918 г. в Петрозаводске ушло в отставку меньшевистское руководство Олонецкого губернского совета, замененное большевиками.

 

17 января 1912 года в Петербурге, в Александровском парке торжественно открылся Большой оперный зал Народного дома имени императора Николая II

 

17 января 1902 года Ленин обратился к Горькому с просьбой помочь материально большевикам.

 

17 января 1895 года состоялось одно из первых выступлений Николая II в качестве нового царя. Он выступал перед депутацией от дворянства, земств и городов.

 

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: