Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Праздничные,Знаменательные и Памятные даты. 17 июня

17 июня Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой

Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой

Деятельность человека пагубно влияет на окружающую среду. Выбросы загрязняющих веществ повышают температуру на всей планете, что приводит к изменениям климата, экстремальной погоде и засухам. Засухи становятся причиной непригодности земель для сельскохозяйственных работ, тяжелых условий для жизни. От этого страдают люди, живая природа, окружающая среда. Чтобы привлечь внимание общества, правительств, промышленных производителей к насущным проблемам экологии, ООН учредила международный праздник.

Кто отмечает

Международный праздник справляют люди, которые занимаются природоохранной деятельностью, защитники окружающей среды, специалисты в области экологической безопасности, исследователи, научные сотрудники. В действе участвуют государственные структуры, члены благотворительных организаций, работники общественных фондов, движений.

История и традиции праздника

Событие учредила Генеральная Ассамблея ООН на 49-й сессии резолюцией № A/RES/49/115 от 30 января 1995 года. Она обосновала в документе необходимость праздника, описала его главные цели, обязательства и ответственность государств, а также предложила меры по устранению опустынивания и последствий засухи. Выбранная дата имеет символическое значение. Она приурочена ко дню принятия Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием 17 июня 1994 года.

Первые торжества прошли в 1995 году. Праздник сопровождается ежегодной темой, которая отражает насущные проблемы окружающей среды.

В этот день активисты высаживают кустарники, деревья, возделывают почвы. Проводятся слушания о сокращении выбросов загрязняющих веществ. Устраиваются конференции, просветительские лекции, семинары, форумы. В образовательных учреждениях проходят тематические занятия, обсуждаются методы бережного обращения с природными ресурсами. Проводятся акции экологических движений. Деятели общественных фондов привлекают внимание к насущным проблемам окружающей среды посредством протестов, демонстраций, флешмобов. В эфире средств массовой информации транслируют познавательные, документальные фильмы о природе.

Интересные факты

Пустыни занимают 10% поверхности суши, без учета Антарктиды.

Салар де Уюни – крупнейшая в мире соляная пустыня. Она располагается в Боливии. На ее поверхности обитает бактерия Bacillus megaterium Uyuni S29. Она вырабатывает полимер, который используется в фармацевтической, пищевой промышленности.

За 6 дней Сахара поглощает больше солнечной энергии, чем человечество потребляет за 1 год.

В пустынях существуют микроорганизмы, которые делают пески более темными и горячими.

Они повышают температуру поверхности на 10 градусов.

 

Родились в этот день.

 

17 июня 1952 — Василий Кислицын (1952), русский политик, член ЦК КПРФ, депутат Госдумы

Жанна Владимировна Бичевская. Родилась 17 июня 1944 года в Москве. Российская певица. Народная артистка РСФСР (1988).

Петр Васильевич Меркурьев. Родился 17 июня 1943 года в Колпашево Томской области — умер 27 сентября 2010 года в Москве. Советский и российский актер, музыковед, хормейстер, музыкальный журналист, педагог, телеведущий. Сын актера Василия Меркурьева. Внук режиссера Всеволода Мейерхольда. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2001).

17 июня 1939 — Александр Апазов (1939), русский фармацевт, президент Российской Фармацевтической Ассоциации

Александр Яковлевич Аскольдов. Родился 17 июня 1932 года в Киеве — умер 21 мая 2018 года в Швеции. Советский кинорежиссёр, писатель. Создатель фильма «Комиссар».

17 июня 1929 — Тигран Вартанович Петросян (1929 — 14.8.1984), 9-й чемпион мира по шахматам.

17 июня 1926 — Николай Николаевич Ерёменко-старший (17.6.1926 или 20.3.1923 — 1.7. 2000), белорусский актер театра и кино, народный артист СССР.

17 июня 1926 года родился Лёня Голиков.

Лёня Голиков
Лёня Голиков

Великая Отечественная война — самая кровопролитная и безжалостная в мировой истории, она отобрала миллионы человеческих жизней, в том числе и жизни многих молодых ребят, смело ставших на защиту Родины. Голиков Леонид Александрович — один из героев своей страны.

Молодой партизан
Деревню в Новгородской области, где жил мальчик, захватили фашисты и, пытаясь установить свои новые порядки, начали творить бесчинства. Леня Голиков, подвиг которого вписан в историю красной строкой, не смирился с творимыми вокруг него ужасами и принял решение бороться против фашистов; после освобождения деревни он ушел в формировавшийся партизанский отряд, где воевал рядом со взрослыми. Правда, сначала парня не приняли за юный возраст; помощь пришла от школьного учителя, состоявшего в партизанах. Он поручился за мальчика, сказав, что тот надежный человек, отлично себя проявит и не подведет. В марте 1942 года Леня стал разведчиком в Ленинградской партизанской бригаде; чуть позже вступил там в комсомол.

Борьба с фашистами
Фашисты боялись партизан, потому как те беспощадно уничтожали немецких офицеров и солдат, взрывали поезда, нападали на вражеские колонны. Врагам неуловимые партизаны мерещились везде: за каждым деревом, домом, поворотом, — поэтому они старались не ходить по одному.
Имел место даже такой случай: Леня Голиков, подвиг которого стал примером патриотизма для молодежи разных поколений, возвращался из разведки и увидел пятерых гитлеровцев, мародерствовавших на пасеке. Они были настолько увлечены добыванием меда и борьбой с пчелами, что побросали на землю оружие. Этим юный разведчик и воспользовался, уничтожив троих врагов; двоим удалось сбежать. Боевых заслуг у рано повзрослевшего мальчишки насчитывалось немало (27 военных операций, 78 вражеских офицеров; несколько подрывов автомобилей противника и мостов), но подвиг Лени Голикова был не за горами. Шел 1942 год…

Бесстрашный Леня Голиков.
Шоссе Луга-Псков (недалеко от деревни Варинцы). 1942 год. 13 августа. Находясь с напарником в разведке, Леня подорвал легковой вражеский автомобиль, в котором, как оказалось, находился Ричард фон Виртц — генерал-майор немецких инженерных войск. В имевшемся при нем портфеле оказалась очень важная информация: донесения вышестоящему начальству, схемы минных полей, детальные чертежи некоторых образцов немецких мин и другие данные, имевшие для партизан огромную ценность.

Подвиг Лени Голикова был оценен медалью «Золотая звезда» и присвоением звания Героя Советского Союза; правда, посмертно. Зимой 1942 года отряд партизан, в котором состоял Голиков, попал в немецкое окружение, но после жестоких боев смог прорваться и поменять местоположение. В строю осталось полсотни человек, патроны были на исходе, рация разбита, продовольствие заканчивалось. Попытки восстановить связь с другими отрядами были безуспешными.

В январе 1943 года 27 обессиленных, измотанных погоней партизан заняли три крайних избы деревни Острая Лука. Предварительная разведка не обнаружила ничего подозрительного; ближайший гарнизон немцев находился достаточно далеко, в нескольких километрах. Дозоры выставлены не были, чтобы не привлекать излишнего внимания. Однако нашелся в селе «добрый человек» — хозяин одного из домов (некто Степанов), который сообщил старосте Пыхову, а тот, в свою очередь, карателям о том, какие гости пожаловали ночью в село. За этот предательский поступок Пыхов получил от немцев щедрое вознаграждение, однако в начале 1944 года был расстрелян как изменник Родины. Степанов – второй предатель, был старше Лени всего лишь на год, в смутные для себя времена (когда стал ясен поворот войны) проявил изворотливость: ушел в партизаны, а оттуда в состав Советской Армии. Степанов даже успел заработать награды и вернуться домой почти что героем, но рука правосудия настигла и этого изменника Родины. В 1948 году за предательство он был арестован и осужден на 25 лет заключения, причем с лишением всех полученных наград.

Их больше нет
Острую Луку в эту недобрую январскую ночь окружило 50 карателей, среди которых были и местные жители, сотрудничавшие с фашистами. Захваченным врасплох партизанам пришлось отбиваться и под пулями вражеских снарядов срочно уходить обратно в лес. Вырваться из окружения удалось только шести человекам.
В том неравном бою погиб почти весь партизанский отряд, в том числе и Леня Голиков, подвиг которого навеки остался в памяти его соратников.

Мать Лени, Екатерина Алексеевна, долго не знала о судьбе сына. Но однажды в Лукино приехал курьер в военной форме. Он нашел Екатерину Алексеевну и передал ей большой пакет с сургучными печатями. В пакете лежала наградная грамота в малиновом кожаном переплете. В ней было сказано:

«Герою Советского Союза ГОЛИКОВУ ЛЕОНИДУ АЛЕКСАНДРОВИЧУ. За Ваш геройский подвиг в борьбе против немецко-фашистских захватчиков в тылу противника и за особые заслуги в организации партизанского движения Ленинградской области Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 2 апреля 1944 года присвоил Вам звание Героя Советского Союза. Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. Калинин Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. Горкин»

Курьер привез еще и письмо Екатерине Алексеевне от Михаила Ивановича Калинина:

«Уважаемая Екатерина Алексеевна! По сообщению командования Ваш сын Голиков Леонид Александрович погиб за Родину смертью храбрых. За геройский подвиг, совершенный Вашим сыном в борьбе с немецкими захватчиками в тылу противника Президиум Верховного Совета СССР Указом от 2 апреля 1944 года присвоил ему высшую степень отличий — звание Героя Советского Союза. Посылаю Вам Грамоту Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Вашему сыну звания Героя Советского Союза для хранения, как память о сыне-герое, подвиг которого никогда не забудется нашим народом. М. Калинин»

Почти целый год боролся Леонид Голиков с фашистами. За это время он принимал участие в 27 боях, уничтожил несколько десятков фашистов, пустил под откос вражеский эшелон, подорвал два железнодорожных и двенадцать шоссейных мостов, три склада с фуражом и продовольствием, девять автомашин с боеприпасами.

 

Михаил Аркадьевич Светлов (настоящая фамилия — Шейнкман). Родился 4 (17) июня 1903 года в Екатеринославе (позже Днепропетровск, ныне Днепр) — умер 28 сентября 1964 года в Москве. Русский советский поэт, драматург, журналист, сценарист, военный корреспондент. Лауреат Ленинской премии (1967, посмертно).

17 июня 1882 — Игорь Федорович Стравинский (1882 — 6.4.1971), композитор

17 июня 1882 — Самуил Буачидзе (1882), грузинский революционер, лидер большевиков горного Кавказа, глава Терской советской республики

17 июня 1864 — Алексей Шахматов (1864), русский филолог, основоположник истории русского языка

17 июня 1856 — Франц Алексеевич Рубо (1856 — 13.3.1928), художник-панорамист («Оборона Севастополя», «Бородинская битва»).

Игнатий Иоахимович Гриневицкий. Родился 17 июня 1856 года в фольварке Басин Минской губернии — погиб 1 (13) марта 1881 года в Санкт-Петербурге. Русский революционер польского происхождения, член подпольной революционной- организации «Народная воля». Убийца императора Александра II.

17 июня 2015 года стало известно, о том, что судебные приставы Бельгии арестовали государственные активы России на основании решения бельгийского арбитражного суда от 18 июля 2014 г. по иску компании «Юкос Юниверсал Лимитед» на сумму €1,6 млрд.

 

17 июня 2015 года министры финансов и руководители Центробанков стран БРИКС начали консультации о создании многосторонней финансовой системы, аналогичной SWIFT.

 

17 июня 2014 года в Украине около 14 часов на территории сёл Безсалы и Красное Лохвицкого района Полтавской области, на газопроводе «Уренгой-Помары-Ужгород» произошел взрыв, в результате которого из газотранспортной системы было потеряно до 10 млн. куб. метров природного газа.

Правоохранительные органы рассматривали террористический акт как ключевую версию произошедшего.

 

17 июня 2014 года в результате минометного обстрела под Луганском, во время съемки сюжета про беженцев вместе с группой мирных граждан, попали под обстрел погибли корреспондент ВГТРК Игорь Корнелюк и звукооператор Антон Волошин – выполняя свой служебный долг. Украинские каратели из батальона «Айдар» за ними специально охотились. Светлая память!

17 июня 2014 года в результате минометного обстрела

В Луганске сегодня открыли памятник погибшим там пять лет назад журналистам ВГТРК Антону Волошину и Игорю Корнелюку. Но это памятник не только им. Еще и Андрею Стенину, Андреа Рокелли, Анатолию Кляну. Всем погибшим журналистам…

17 июня 2010 – Депутат фракции КПРФ в Государственной Думе А.Д.Куликов внёс на рассмотрение нижней палаты российского парламента пакет антикоррупционных законопроектов, в части внесения изменений и дополнений в Федеральный закон

«О противодействии коррупции» и в Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»».

 

17 июня 2009 года украинский нейрохирург, доктор медицинских наук профессор Андрей Слюсарчук установил мировой рекорд, запомнив 30 миллионов знаков числа Пи, которые были напечатаны в 20 томах текста.

 

17 июня 2009 – Представители малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга в знак протеста против попыток власти лишить их работы, закрыв ряд предприятий, перекрыли одну из центральных улиц города.

 

17 июня 2008 – Лидер КПРФ Г.А.Зюганов заявил о вероятности того, что коммунисты подадут кассационную жалобу в Президиум Верховного суда на решение Верховного суда, отказавшего в удовлетворении искового заявления КПРФ к ЦИК РФ об отмене итогов выборов в Госдуму.

 

17 июня 2007 – Г.А.Зюганов принял участие в открытии выставки, посвящённой 50-летию VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве

 

17 июня 2006 – В ряде городов Российской Федерации прошли антиглобалистские акции в связи со встречей «восьмёрки» в Санкт-Петербурге. Акции, как правило, были организованы КПРФ.

 

17 июня 1998 – Председатель ЦК КПРФ Г.А.Зюганов выступил с критикой бюджета России, который по объёму составлял лишь четверть от государственной казны в 1991 году.

 

17 июня 1992 года, выступая в американском Конгрессе, президент России Борис Ельцин объявил о своей победе над «идолом коммунизма».

 

17 июня 1983 года в СССР был принят закон «О трудовых коллективах».

 

17 июня 1982 года впервые поднялся в небо один из самых знаменитых отечественных ударных вертолётов Ка-50 «Чёрная акула».

1982 - Поднялся в воздух опытный образец боевого вертолета

Разработка нового летательного аппарата была поручена инженерам Ухтомского вертолётного завода (ОКБ «Камова»). Под руководством главного конструктора Сергея Михеева был сделан прототип боевого вертолёта, названный «В-80». После защиты эскизного проекта и макета в мае 1981 года был построен первый лётный экземпляр (бортовой номер 010), совершивший под управлением лётчика-испытателя Бездетного свой первый полёт 17 июня 1982 года.

Серийное производство вертолета «Ка-50» началось в 1991 году на арсеньевском заводе «Прогресс» (Приморский край), а в 1995 году он был принят на вооружение авиации Сухопутных войск России.

Вертолет «Ка-50» обладает уникальными летными характеристиками, мощным вооружением и высокоточной системой наведения. Соосная конструкция расположения несущих винтов позволяет более полно использовать мощность силовой установки и улучшить маневренность вертолета. «Ка-50» с большой скоростью перемещается боком и назад и является единственным в мире вертолетом, который способен в течение 12 часов висеть на одном месте.

Вертолет «Ка-50» стал первым в мире летательным аппаратом, оснащенным катапультируемым сиденьем. Благодаря этому обеспечивается спасение пилота на любых режимах полета.

 

17 июня 1970 года случилось нечто изменившее историю фотографии. Американский ученый-оптик Эдвин Лэнд запатентовал первый в мире полностью автоматизированный фотоаппарат Polaroid SX-70. Фотография теперь стала доступна каждому.

 

17 июня 1969 – Советская станция «Луна-15» вышла на окололунную орбиту.

 

17 июня 1962 – Атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» достигла Северного полюса Земли.

 

17 июня 1955 года экипаж летчика-испытателя Ю.Т.Алашеева совершил первый полет на реактивном лайнере Ту-104. В результате испытаний, которые продолжались до 12 октября 1955 года, Ту-104 признали полностью пригодным для серийного производства и рейсовой эксплуатации.

17 июня 1955 года экипаж летчика-испытателя Ю.Т.Алашеева совершил первый полет на реактивном лайнере Ту-104

В 1953 году Туполев обратился к руководству страны с предложением о разработке пассажирского реактивного самолета на базе дальнего бомбардировщика Ту-16.

Идея Туполева была встречена благосклонно, и 11 июня 1954 года вышло Постановление Совета Министров СССР N 1172-516 о создании дальнего пассажирского скоростного самолета Ту-16П.

Первоначально Ту-104 проектировался на 50 человек, хотя с самого начала предусматривался дальнейший переход в случае удачи проекта на модификации под 70 и более пассажиров.

Вместе с разработкой собственно самолета шла работа и над дизайном салона. Интерьер самолета проектировался из предпосылки, что чувство комфорта и безопасности можно обеспечить, создав в самолете «домашнюю обстановку» (идея «салон — дом»). Первый опытный образец, строившийся под личным контролем Андрея Туполева, и вовсе отличался роскошью отделки, выглядевшей даже несколько излишне. Серийные Ту-104 приобрели более «демократичный» вид.

Первый вылет опытный Ту-104 совершил 17 июня 1955 года.

В это время уже кипела работа по подготовке к серийному производству лайнеров подобного типа. Первый серийный Ту-104 так называемой «нулевой» серии поднялся в воздух 5 ноября 1955 года, то есть меньше, чем через полгода после полета первого опытного образца.

15 сентября 1956 года Ту-104 совершил первый регулярный рейс по маршруту Москва — Омск — Иркутск.12 октября 1956 года летчиком Б. П. Бугаевым был совершен первый международный рейс на самолете Ту-104 по маршруту Москва — Прага, а вскоре самолеты Ту-104 вышли на линии, которые связывали Москву с Амстердамом, Берлином, Брюсселем, Парижем и Римом.

Однако демонстрация самолета иностранцам произошла ранее…

Самолет Ту-104 настолько пришелся по душе Хрущеву, что он даже решил лететь на нем в Великобританию в 1956 году. Поскольку проблемы с самолетом разрешить не удалось, его удалось уговорить отказаться от подобного полета. Но нужно же было продемонстрировать миру успехи советского самолетостроения. Поэтому по приказу Хрущева Ту-104 пригнали в британскую столицу.

Прибытие советского авиалайнера, по отзывам британской прессы, произвело эффект, сравнимый с приземлением НЛО. На следующий день в Лондон прилетел второй экземпляр Ту-104, с другим номером. В британских газетах появилось сообщение, что это был один и тот же самолет, а «русские попы» «перекрашивают номера на своем опытном самолете». «Русские попы» — это русские пилоты, одетые во все черное. Главный конструктор А. Н. Туполев обиделся и, во–первых, приказал выделить средства пилотам, чтобы оделись во что–нибудь модное и не черное, а на следующий день — 25 марта 1956 года — прислать в Лондон сразу три Ту-104 одновременно, что и было исполнено.

Новый самолет совершил революцию в отечественной гражданской авиации. С его появлением началось строительство новых взлетно-посадочных полос и аэровокзалов, появились привычные ныне системы регистрации багажа и оформления билетов, автобусы для авиапассажиров, машины аэродромного обслуживания (заправщики, тягачи, самоходные трапы и так далее). Билеты на рейсы Ту-104 раскупались моментально. Среди пилотов гражданской авиации работа на Ту-104 считалась чрезвычайно престижной.

Эксплуатация Ту-104 в советской гражданской авиации продолжалась до 1979 года, в Вооруженных Силах — вплоть до 1981 года.

11 ноября 1986 года один из сохранившихся образцов Ту-104 совершил перелет на вечную стоянку в Ульяновский музей гражданской авиации. Так завершилась история пионера реактивной гражданской авиации СССР.

 

17 июня 1947 — Постановлением Совета Министров СССР был основан Находкинский морской торговый порт.

 

17 июня 1946 года МВД СССР принял план по ликвидации подпольных отрядов Организации украинских националистов.

 

17 июня 1945 – Начала работу Потсдамская (Берлинская) конференция глав держав — победительниц во второй мировой войне.

 

17 июня 1944 — Ввод в действие восстановленного Сталинградского тракторного завода им. Ф. Э. Дзержинского.

 

17 июня 1944 года моряк-балтиец, старшина 2 статьи Валентин Андрусенко выпустил по низко летящему «юнкерсу» длинную очередь, попав в кабину пилота. Фриц рухнул в море. На фото: падение в море Ju-52.

17 июня 1944 года моряк-балтиец

В 1939 году Валентин Кузьмич Андрусенко призван на срочную службу в ряды вооружённых сил. Проходил службу в должности мастера по вооружению в 1-м минно-торпедном авиационном полку.

Валентин Кузьмич Андрусенко
Валентин Кузьмич Андрусенко

С началом Великой Отечественной войны Андрусенко продолжал службу в должности мастера по вооружению, обеспечивая бесперебойную работу бомбардировщиков и истребителей полка, считался одним из лучших в полку мастеров, иногда в качестве воздушного стрелка совершал боевые вылеты. В октябре 1943 года Андрусенко был переведён в морскую пехоту, после ранения был отправлен во 2-й дивизион сторожевых катеров на сторожевой катер «СКА-65».

17 июня 1944 года в ходе воздушного налёта немецких бомбардировщиков Андрусенко удалось автоматной очередью сбить один из них – Ju-88. Андрусенко получил ранение, но не оставил вверенный ему пост. Через месяц во время проведений одной из войсковых операций Андрусенко, командовавший сторожевым катером, сумел сблизиться с аналогичным немецким катером и уничтожить его. В октябре 1944 года Андрусенко принимал участие в Моонзундской десантной операции.

В ночь со 2 на 3 сентября 1944 года катер Андрусенко в составе передового десантного отряда, прорвав немецкую оборону, вошёл в бухту Хельтерма, что у острова Даго. Андрусенко лично подавил несколько огневых точек. Всего в ходе операции по освобождению острова Даго Андрусенко совершил десять боевых рейсов, и к исходу дня 3 сентября остров был освобождён.

В ходе боёв за остров Эзель Андрусенко командовал шхуной, первой подошедшей к месту десантирования. В шхуну попал снаряд, после чего загорелся боезапас, размещённый на ней. Андрусенко, рискуя жизнью, стал сбрасывать за борт горящие боеприпасы, благодаря чему десант и шхуна были спасены.

6 марта 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за «образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками» старшина первой статьи Валентин Кузьмич Андрусенко был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда» за номером 5875.

 

17 июня 1944 года войска Ленинградского фронта под командованием генерала армии Леонида Александровича Говорова завершили прорыв второй оборонительной полосы противника на фронте от Кутерселькя до Финского залива в Великой Отечественной войне.

 

В июне 1943 года в 63-й Гвардейский истребительный авиаполк прибыл старший лейтенант Алексей Маресьев, вернувшийся в боевую авиацию после ампутации обеих ног.

Алексей Маресьев
Алексей Маресьев

Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Алексей переживал. Его поддержал командир эскадрильи А.М. Числов и взял с собой в пару на боевой вылет. После нескольких удачных вылетов в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло.

19 июля 1943 года он одерживает первую победу после возвращения в строй – сбит пикирующий бомбардировщик Ju-87. 20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни двух советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя Fw.190, прикрывавших бомбардировщики Ju.87. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-ой воздушной армии и всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.

 

17 июня 1942 – Начался оборонительный этап Сталинградской битвы.

 

17 июня 1941 года распоряжение начальника верховного командования вермахта Кейтеля, снимающее ответственность за военные преступления в районе «Барбаросса», – во всех штабах, 109 экз. Вильгельм Кейтель был повешен по приговору Нюрнбергского трибунала.

17 июня 1941 года распоряжение начальника верховного командования вермахта Кейтеля

 

17 июня 1939 года СНК СССР утвердил Постановление № 884-145с «О реорганизации фельдъегерской связи НКВД СССР», а 29 июля Постановлением № 1131-210 была основана Служба специальной связи.

 

17 июня 1937 — В Москве на Центральном стадионе «Динамо» проходил массовый праздник в честь окончания учебного года «Мастера спорта — школьникам Москвы».

1937 - В Москве на Центральном стадионе

Николай Озолин установил новый рекорд страны в прыжках с шестом — 426 см, превышавший рекорд Европы. Но главным событием дня стало выступление его ученика ростовчанина Николая Ковтуна в секторе для прыжков в высоту. Преодолев 195 см и установив новый рекорд страны, он попросил установить 2 метра. Выше в те годы прыгали только американцы (мировой рекорд — 208 см). Со второй попытки высота была преодолена. После проверки оказалось, что планка была установлена на сантиметр выше.

 

17 июня 1934 — Прошёл первый испытательный полёт крупнейшего в то время в мире самолёта АНТ-20 («Максим Горький»).

1934 - Прошёл первый испытательный полёт крупнейшего в то время в мире самолёта АНТ-20

Идея создания самолета-гиганта родилась в октябре 1932 году в связи с 40-летним юбилеем литературной и общественной деятельности Алексея Максимовича Горького. Самолет должен был стать флагманом специальной эскадрильи самолетов, предназначенных для проведения агитационных мероприятий.

По инициативе известного журналиста Михаила Кольцова был организован сбор средств на постройку самолета. За очень короткое время было собрано 6 млн рублей. Для руководства проектированием и постройкой самолета был образован Всесоюзный комитет, из состава которого был выделен Технический совет для разработки технических требований к самолету.

Возглавить проект доверили авиаконструктору Андрею Туполеву. К работе были привлечены Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) и другие институты, всего до ста учреждений и предприятий Разработка проекта и постройка самолета были поручены ЦАГИ.

В Конструкторском бюро Туполева к этому времени были созданы тяжелые цельнометаллические самолеты-монопланы, такие как бомбардировщики ТБ‑3 (АНТ‑6) и ТБ-4 (АНТ-16). Новый самолет создавался как развитие шестимоторного бомбардировщика ТБ-4 -огромной, но слишком тихоходной для военного применения машины. В отличие от ТБ-4 новый самолет должен был нести на 1 500 кг большую полезную нагрузку и эксплуатироваться с относительно небольших аэродромов, длина разбега его при взлете должна была составлять всего 300-400 м (вместо 800 м у ТБ-4).

В январе 1933 года были утверждены Типовые технические требования (ТТТ), в апреле рассмотрен эскизный проект самолета. В проекте предусматривалась возможность использования самолета в качестве агитационного, пассажирского, транспортного, бомбовоза, он мог служить передвижным штабом для высших военных и политических структур власти.

Самолет был создан в очень короткий срок. Постройка самолета началась 4 июля 1933 года на Воронежском авиационном заводе, а уже в начале апреля 1934 года самолет по частям перевезли на Центральный аэродром в Москве, где началась сборка и отладка машины. Как и все машины тех лет, самолет разбирался на части, что позволяло перевозить их по железной дороге.

24 апреля 1934 года специальная правительственная комиссия признала самолет годным к полетам. Самолет назвали «Максим Горький».

Самолет был настоящим гигантом своего времени. Длина фюзеляжа составляла 32,5 м, ширина – 3,5 м, высота – 2,5 м; размах крыла – 63 м, площадь крыла – 486 кв. м. Отношение длины крыла к его средней ширине составляло 8:2. Такими несущими поверхностями не обладала еще ни одна тяжелая машина.

Для самолета были сделаны специальные колеса для шасси диаметром 2 м и шириной 0,45 м., хвостовое колесо имело диаметр 0,9 м и толщину 0,2 м.

Фюзеляж имел прямоугольное сечение. Силовая установка самолета состояла из 8 двигателей М‑34ФРИ по 900 л.с., шесть из которых устанавливались в крыльях (по три с каждой стороны), а два – в тандемной установке над фюзеляжем, с пропеллерами вперед и назад. Винты двигателей были деревянные диаметром 4 м. Запас мощности позволял продолжать полет при остановке двух моторов. Топливные баки были расположены в консолях крыла. Запуск двигателей осуществлялся сжатым воздухом.

Самолет был выполнен из дюралюминия и имел гофрированную (волнистую) обшивку. Для посадки в самолет впервые в авиационной практике был применен встроенный трап в нижней части фюзеляжа, который в убранном положении становился частью пола.

Пилотажно-навигационное оборудование самолета обеспечивало его эксплуатацию днем и ночью, в том числе ночные посадки на неподготовленной местности. Впервые в отечественной практике на самолете был установлен автопилот. Управление двойное (дублированное).

Огромные размеры самолета позволяли разместить пассажиров не только в фюзеляже, но и в центральной части крыла, толщиной свыше двух метров. В крыльях был сделан ряд кабин-купе объемом примерно 2х2х2 м с окнами в потолке и частично в полу. Экипаж через проходы в крыле имел возможность подойти к двигателям для исправления возможных неисправностей в полете.

Для облегчения управления стабилизатор мог поворачиваться с помощью мощных электромеханизмов. Кроме того, все рули снабжались серворулями, снижавшими усилия на штурвале.

Самолет имел автоматическую телефонную станцию на 16 номеров для связи между служебными помещениями, пневматическую почту, позволяющую командиру обмениваться записками с радистом и находящимися на борту журналистами-агитаторами.

Также на борту самолета находилось разнообразное оборудование для осуществления агитации: мощный громкоговоритель радиостанции «Голос с неба», еще несколько радиостанций, в том числе с дальностью передачи 2 тысячи км, фотолаборатория, киноустановка для показа пропагандистских фильмов прямо на аэродроме (вначале планировалось проецировать изображение в полете на облака, используя их как гигантский экран, но эта затея оказалась технически неосуществимой), помещение для типографии, способной во время полета за час напечатать 10 тысяч иллюстрированных листовок.

Для работы всего этого оборудования на борту установили электростанцию, вырабатывающую постоянный и переменный ток (впервые на отечественном самолете была применена система трехфазного переменного тока напряжением 127 В и частотой 50 Гц).

Вошедший по трапу в самолет попадал как бы в переднюю, откуда шли двери и коридоры в кабины и отсеки, помещавшиеся в центроплане и в фюзеляже. В пассажирских отсеках были ковры, просторные кресла, занавески на окнах, столики с настольными лампами. Имелись также спальные каюты, электрифицированный буфет с горячими и холодными закусками, склад для провизии, библиотека, багажное отделение, умывальники и туалеты. Общая площадь «жилых помещений» достигала 100 кв. м.

Масса пустого самолета составляла 28,5 т, нормальная взлетная масса ‑ 42 т. Максимальная скорость у земли – 260 км/ч, практический потолок – 7 500 м (по другим источникам 4 500 м), максимальная дальность полета – 1 000 км.

Экипаж самолета состоял из 20 человек (с персоналом). АНТ-20 мог перевести 60 пассажиров.

17 июня 1934 года летчик-испытатель Михаил Громов поднял самолет «Максим Горький» в первый полет. Он продолжался 35 минут и проходил на высоте 500 м. Летчик отметил простоту и легкость управления громадным самолетом. Второй полет состоялся 19 июня. «Максим Горький», эскортируемый двумя истребителями И-4, пролетел над Красной площадью, приветствуя вернувшихся челюскинцев.

В 1934 года летчики Громов и Журов на этом самолете установили два мировых рекорда, подняв груз массой 10 т и 15 т на высоту 5000 м.

После заводских испытаний 18 августа АНТ-20 был передан в агитэскадрилью им. Горького в качестве ее флагманского самолета. До мая 1935 года самолет успешно эксплуатировался по своему основному назначению агитсамолета.

Весной 1935 года в качестве пассажира на борту «Максима Горького» летал писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери, посетивший Москву в составе французской военной делегации. 1 мая 1935 года «Максим Горький» вновь пролетел над Красной площадью.

18 мая 1935 года руководство ЦАГИ решило покатать над Москвой людей, отличившихся при постройке «Максима Горького». В первый полет взяли 38 человек, в том числе 7 детей сотрудников завода ЦАГИ и членов их семей. Пилотировать самолет поручили опытным летчикам: испытателю из ЦАНИ Николаю Журову и пилоту агитэскадрильи Ивану Михееву. Кроме них, на борту находилось еще девять членов экипажа.

В этом полете самолет «Максим Горький» сопровождали тренировочный самолет ЦАГИ (истребитель И-5) под управлением летчика Николая Благина и двухместный самолет Р-5 с оператором Московской кинофабрики военно-учебных фильмов Александром Пуллиным на борту. Планировалась киносъемка.

Сопровождавший И-5 стал делать фигуры высшего пилотажа в непосредственной близости от самолета «Максим Горький» и врезался в его крыло. Из-за полученных повреждений самолет «Максим Горький» стал разрушаться в воздухе, перешел в пике и отдельными частями упал на землю в поселке «Сокол» в районе аэродрома. Второй самолет тоже упал на землю. Погибли 50 человек – пассажиры и экипаж «Максима Горького», а также пилот истребителя.

Гибель АНТ-20 хоть и стала большим ударом для престижа советского государства, но не заставила отказаться от идеи постройки нового самолета-великана. В мае 1935 года Совет народных комиссаров СССР постановил: взамен погибшего «Максима Горького» построить три самолета такого же типа и размеров – «Владимир Ленин», «Иосиф Сталин», «Максим Горький». За короткий срок было собрано 68113 267 рублей и 14 242 рубля в иностранной валюте. Это позволило Совнаркому СССР дополнить список еще 13-ю именными машинами такого же класса.

В конструкцию самолета внесли ряд улучшений: убрали тандемную установку двигателей на фюзеляже, поставив шесть новых двигателей М‑34ФРНВ 1000/1200 л. с., обеспечивавших ту же мощность при меньшем лобовом сопротивлении. Фюзеляж был переоборудован под размещение 64 пассажиров.

Первая серийная машина, получившая обозначение ПС-124 (пассажирский самолет завода №124) была выведена на аэродром весной 1939 года. 15 мая 1939 года самолет впервые был поднят в воздух. Затем ПС-124 перегнали в Москву, где он успешно прошел государственные испытания и был передан Аэрофлоту.

В 1940-1941 годы самолет под маркой ПС‑124 применялся как пассажирский на линии Москва-Минеральные Воды. Во время войны он использовался для перевозки грузов по среднеазиатским трассам. 14 декабря 1942 года самолет из-за нарушений экипажем правил летной эксплуатации потерпел катастрофу в 90 км от Ташкента.

Заложенная серия АНТ-20бис была остановлена, были также приостановлены работы над военными вариантами АНТ-20. В те годы в СССР был маленький пассажиропоток, поэтому для гражданской авиации такой большой самолет был не нужен. А для военных целей самолет был слишком тихоходен, что делало его легкой добычей для средств противоздушной обороны и истребительной фронтовой авиации вероятных противников.

АНТ-20 «Максим Горький», несмотря на нелепый финал, стал для своего времени самолетом-легендой, самолетом-мечтой, доказательством силы духа и воли, ума и смекалки советских граждан.

 

17 июня 1933 – После завершения строительства Днепрогэса и ликвидации днепровских порогов запустили первый пароход по маршруту Киев-Херсон.

 

17 июня 1930 г. состоялся пуск Сталинградского тракторного завода им. Ф. Э. Дзержинского.

17 июня 1930 г. состоялся пуск Сталинградского тракторного завода им. Ф. Э. Дзержинского.

~ 19 января 1925 года. На Пленуме ЦК РКП (б) Ф. Э. Дзержинский выступил с идеей о постройке специализированного тракторного завода.

~ 12 июля 1926 года. Состоялась закладка Сталинградского тракторного завода.

~ 17 июня 1930 года. С главного конвейера СТЗ сошел первый трактор СТЗ-1. Завод вступил в строй действующих предприятий.

~ 17 мая 1932 года. СТЗ достиг проектной мощности и был награжден орденом Ленина.

~ 15 мая 1937 года. С конвейера сошел последний колесный трактор.

~ 11 июля 1937 года. Выпущен первый гусеничный трактор СТЗ-НАТИ.

~ 7 сентября 1940 года. На СТЗ была введена первая в мире автоматическая линия.

~ 17 марта 1940 года. В Кремле показаны два экспериментальных танка Т-34.

~ 1942 год. С 1 февраля 1942 года план по выпуску танков был удвоен. 23 августа 1942 года немецкие танки и мотопехота были в полутора километрах от завода. На заводской площадке танкисты-ополченцы формировали танковые экипажи. До 13 сентября, под непрерывным обстрелом рабочие продолжали выпускать танки и арттягачи. После этой даты из собранных по цехам деталей выпустили 40 танков. В период с 29 сентября по 4 октября 1942 года в результате обстрелов и бомбежек завод был полностью разрушен.

~ 1944 год. 18 февраля 1944 года ГКО принял решение о восстановлении тракторного завода на полную мощность. В мае 1944 года пущен конвейер по сборке тракторов.

~ 7 февраля 1945 года. Президиум Верховного Совета СССР наградил СТЗ орденом Великой Отечественной войны 1-й степени.

~ 9 апреля 1945 года. С конвейера сошел трактор № 1000.

~ 25 сентября 1949 года. Выпущен первый трактор ДТ-54, через месяц завод достиг проектной мощности. 22 ноября 1949 года началось производство тракторных дизелей.

~ 16 июля 1956 года. Закончена сборка двух опытных тракторов ДТ-75.

~ 1960 год. Принято решение о реконструкции завода и переходе на выпуск трактора ДТ-75.

~ 28 августа 1967 года. Завод перешел на серийный выпуск трактора ДТ-75М.

~ 1969 год. Освоен выпуск болотоходного трактора ДТ-75Б.

~ 1978 год. Принято решение о выпуске тракторов ДТ-75С и реконструкции завода.

1992 год. Произошло акционирование Волгоградского тракторного завода.

***

Газета «Вечерний Волгоград»: «Напомним, после оптимизации предприятия, окончившейся в 2013 году, производство идет в одной из частей завода, в бывшем «южном производстве», где выполняются все заказы. Зато северная и прибрежная территории пустуют …. Демонтаж оборудования в этой части завода осуществляется с 2013 года. В профильном комитете администрации области сообщили, что в первую очередь, речь идет о «Прибрежном корпусе».

 

17 июня 1929 — Студент Центрального института физической культуры Сергей Ляхов установил свой первый всесоюзный рекорд, он толкнул ядро на 13 м 13 см. С. Ляхов внес более 20 поправок в таблицу рекордов страны. Лучшие его результаты: в толкании ядра — 15 м 35 см, в метании молота — 53 м 08 см, в метании диска — 50 м 74 см.

 

17 июня 1925 — В Женеве (Швейцария) представителями 37 государств подписан Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств (Женевский протокол).

По сути, это международное соглашение о запрещении применения химического, биологического или токсичного оружия во время войны. Его действие не ограничено по времени. Для каждого подписавшего Женевский протокол государства предусмотрено вступление его в силу со дня сдачи на хранение ратификационной грамоты правительству Франции.

 

1924 — 17 июня — 8 июля — 5-й конгресс Коминтерна.

17 июня 1924 года в Москве открылся 5-й конгресс Коминтерна

17 июня 1923 – Совнарком СССР создал Совет Труда и Обороны во главе с В.И.Лениным.

 

 

17 июня 1921 — На шести площадях Москвы через громкоговорители была проведена первая трансляция «Устной газеты РОСТА», в которой передавались последние известия и комментарии на злободневные темы.

 

17 июня 1920 г. 3-я польская армия вышла в район г. Новоград-Волынский (Волынская губерния, ныне Житомирская область), избежав окружения красными.

 

17 июня 1919 г. в Харькове по приговору военного трибунала (под председательством Георгия Пятакова) были расстреляны махновские командиры Костин, Полунин, Добролюбов, Михалёв-Павленко, Бурбыга, Олейник, Коробко и Озеров.

 

17 июня 1919 г. в Финском заливе английским торпедным катером CMB 4 был потоплен крейсер Балтийского флота «Олег».

 

17 июня 1918 г. Совнарком принял декрет о первом призыве рабочих Москвы в Красную Армию.

 

17-25 июня 1918 г. в Ташкенте состоялся I съезд Коммунистической партии (большевиков) Туркестана, который оформил создание Коммунистической партии Туркестана.

 

17 июня 1918 г. линкор «Воля» (бывший «Император Александр III») и часть эсминцев Черноморского флота были уведены их командами и связанным с белогвардейцами и.о. командующего флотом Тихменевым в оккупированный Германией Севастополь.

Там корабли перешли под контроль Германии, после ее капитуляции в ноябре 1918 г. — Антанте, а в августе 1919 г. были переданы белому Черноморскому флоту.
Оставшиеся корабли, согласно указаниям советского руководства готовившиеся к затоплению во избежание захвата немцами, «проводили» ушедших сигналом «Судам, идущим в Севастополь: позор изменникам России!».

 

17 июня 1917 – В Петрограде Временным правительством расстреляна мирная демонстрация рабочих и солдат, требовавшая передачи всей власти Советам.

 

17 июня 1917 года Временное правительство России продекларировало введение земского самоуправления Сибири и Дальнего Востока.

 

17 июня 1917 года по инициативе Максима Горького в Петрограде была создана Лига социального воспитания.

 

17 июня 1910 года вышел закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении».

 

17 июня 1906 – Началось восстание солдат и матросов в Свеаборге.

 

17 июня 1906 года под Петербургом прошел митинг 4-мя тысячами солдат нескольких гвардейских полков в поддержку земельного проекта трудовиков.

 

17 июня 1899 года произошел спуск на воду ледокола-парома «Байкал».

17 июня 1899 года произошел спуск на воду ледокола-парома

 

17 июня 1896 — В Петербурге около фонтана в Александровском саду были установлены бюсты Н.В. Гоголя и М.Ю. Лермонтова.

 

17 июня 1875 года в здании Московского университета открылся 1-й съезд русских юристов. 228 юристов собрались «для живого между ними обмена мнений по вопросам уголовного, торгового и гражданского права … и для содействия к однообразному пониманию и применению права»

17 июня 1875 года в здании Московского университета открылся 1-й съезд русских юристов

 

17 июня 1812 года император Александр I подписал манифест «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах».

 

17 июня 1801 года Александр I заключил договор о дружбе с Англией. Дипломатические отношения, прерванные Павлом I, восстановлены.

17 июня 1801 года Александр I заключил договор о дружбе с Англией. Дипломатические отношения, прерванные Павлом I, восстановлены.

Александр I пришел к власти в напряженной и крайне сложной для России международной обстановке. Наполеоновская Франция стремилась к господству в Европе и потенциально угрожала России. Между тем Россия вела дружественные переговоры с Францией и находилась в состоянии войны с Англией – главным противником Франции.

Такое положение, доставшееся Александру в наследство от Павла, совершенно не устраивало русских дворян.

Таким образом, первоочередной внешнеполитической задачей правительства Александра I должно было стать восстановление дружбы с Англией. Но пока царизм не собирался воевать и с Францией – новому правительству требовалось время для устройства неотложных внутренних дел. В 1801-1803 годы оно «кокетничало» с Англией и Францией, используя их противоречия и заинтересованность в русском содействии. «Нужно занять такую позицию, – формулировал 10 июля 1801 года мнение Негласного комитета граф В.П. Кочубей, – чтобы стать желанными для всех, не принимая никаких обязательств по отношению к кому бы то ни было».

Буквально с первого же дня нового царствования эта «флиртующая» политика начала осуществляться и оставалась приоритетной в течение трех лет. Прежде всего были нормализованы отношения с Англией. Уже в ночь на 12 марта 1801 года, через считанные минуты после удавления Павла, когда еще не успело остыть тело убитого императора, новый царь повелел вернуть казачьи полки атамана М.И. Платова, отправленные по приказу Павла в поход на Индию – сокровищницу Англии, а вскоре, 5 июня, Россия заключила договор о взаимной дружбе с Англией. Одновременно царское правительство продолжало переговоры с Францией и 26 сентября 1801 года завершило их подписанием мирного соглашения. После того как в марте 1802 года подписали мирный договор и Франция с Англией, международная напряженность разрядилась. Впервые за много лет в Европе установился мир. Все это позволило царизму не только заняться внутренними реформами, но и разрешить осенью 1801 года затянувшийся с 1783 года пограничный вопрос о присоединении Грузии к России.

Но мир в Европе оказался недолгим. Наполеон использовал его для подготовки к войне с Англией. Видя это, Англия сама в мае 1803 года объявила войну Франции и начала снаряжать на свои средства очередную, 3-ю коалицию европейских держав против Франции. Главной силой 3-й коалиции стала Россия.

 

17 июня 1799 года в ходе Итальянского похода русской армии (1799) началось встречное сражение на реке Треббия между русско-австрийскими войсками союзных армий (30 тыс. человек) под командованием А.В. Суворова и французской армией генерала Ж. Макдональда (33-35 тыс. человек).

17 июня 1799 года в ходе Итальянского похода русской армии (1799) началось встречное сражение на реке Треббия между русско-австрийскими войсками союзных армий

Закончилось 19 июня разгромом французской армии. Успех был обеспечен внезапностью удара и энергичным преследованием противника. Неаполитанская армия перестала существовать, а французский командующий сказал: «Меня спасло лишь то, что победителем моим был Суворов».

 

17 июня 1605 года из-за измены переметнувшихся к Лжедмитрию бояр убиты наследники Бориса Годунова – царь Федор и его мать. Народу сообщили, что они отравились. «Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы… Народ безмолвствует». Пушкин

17 июня 1605 года из-за измены переметнувшихся к Лжедмитрию бояр убиты наследники Бориса Годунова – царь Федор и его мать.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: