Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Тревожная империя

Многие эксперты любят рассуждать о запросе на империю, существующую в российском обществе. Дескать, приходит человек с работы (если работа есть), поужинает тарелкой сахара со стаканом подсолнечного масла, в который макает кусочек хлеба (как я понял, рост цен на другие продукты нашу власть не интересует), включает телевизор и наслаждается рассказами о том, как «мы нагибаем весь мир».

В общем-то, похоже на правду. И прекрасно ложиться в канву проводимой политики, в которой внешнее, мировое, абсолютно доминирует над делами внутренними. «Модель, в которой великие державы делят континент, властвуя над малыми державами», и определяют их судьбу, интересна Путину», — это цитата из книги А. Стент «Мир Путина: Россия и ее лидер глазами Запада». Ты управляешь миром — разве интересно отвлекаться от этого яркого занятия и переключаться на скуку, вроде «улучшения качества жизни россиян».

Беда в том, что запрос на имперское есть, а вот империи нет. Вернее, не так. Империя есть, но она умещается внутри России. Москва — метрополия, а регионы — колонии. Не верите? Да взять хотя бы недавний рейтинг регионов по объёму среднего депозита. При среднем по России значении 225 тысяч рублей, только десять субъектов имеют значение выше. Москва, при этом превышает среднее значение почти в 4 раза. Остальные девять — это Санкт-Петербург, северные и дальневосточные регионы с особыми коэффициентами оплаты труда.

Такая вот уродливая конструкция, в которой забота о внешнем эффекте важнее существующей реальности. Это как одиннадцатый iPhone, взятый в кредит, вынуждающий его гордого обладателя жить впроголодь весь срок выплаты кредита. Сиюминутный «вау-эффект», которому в жертву принесли ремонт в квартире или более качественную еду. Показное потребление, просочившееся их экономики в политику. Поддержание жизни империи за счёт её же жителей.

Но собственно этот ресурс кончился. Не кончается, не заканчивается, а кончился. Что подтверждает и тот разнос, который устроил президент Путин своим министрам, узнав о росте цен на сахар и подсолнечное масло. А две недели назад была высказана забота о доходах россиян: «ясно, что везде по стране нужно заботиться о доходах населения. Но мы должны таргетировать такие случаи, где это требует особого внимания», — сказал Путин.

Боюсь, что таргетировать (выделять какую-либо экономическую «мишень», на которую необходимо воздействовать, чтобы достичь поставленной цели) уже поздно. Поздно даже накрывать страну ковровой бомбардировкой заботы. Жители империи не верят ни в светлое завтра, ни даже в отдаленное, «не скоро, но хоть когда-нибудь», светлое будущее. По данным опроса Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), 37 % опрошенных считают, что социальная жизнь в стране в ближайшие полгода кардинально не поменяется. При этом 33% опрошенных россиян сами себя называют бедными. Стоит ли тут удивляться состоянию тревоги, поразившей большинство?

Тревожность общества остаётся без изменений вторую неделю подряд — 61% опрошенных фиксируют состояние тревоги у окружающих. Чувство тревоги вышло на высокое плато — в отличие от апрельской динамики, когда чувство тревоги быстро выросло до 66% и в течение двух месяцев опустилось до 49%, осенне-зимнее состояние тревожности становится привычным состоянием людей.

Внутренняя империя Российской Федерации погружается в тревогу и нищету. Отсюда и ожидаемое сползание вниз рейтингов институтов власти. Рейтинг доверия президенту Путину снизился по опросам ФОМ на 2 пункта, составив 58%. Рейтинг «Единой России» показал минимум — только 28% опрошенных проголосовали бы за эту партию, если бы выборы в Госудуму состоялись в ближайшее воскресенье на новом историческом минимуме. Сползание рейтинга продолжается четвертую неделю подряд.

А череда декабрьских расследований о ближайшем окружении президента Путина и вялые ответы его пресс-секретаря Пескова в стиле «очередные глупости (например, «Я уже много раз говорил: мы представляем себе, кто за этим стоит»), говорят о том, что сакральность власти потихоньку ветшает. Игры элит, затеянные в попытке выудить побольше рыбки в мутной воде трансферта власти, продолжают и дальше расшатывать конструкцию власти, и так уже не столь устойчивую, как прежде.

Милан Сволик исследователь авторитарных режимов из Йельского университета, утверждает, что в 70% случаев авторитарные режимы рушились в результате внутриэлитных конфликтов. А собственно, выброс в публичное пространство жизнеописания Путина — это и есть разборки внутри элит.

Плюс ко всему вышеописанному вороху проблем постепенно появляются и другие негативные для власти темы: «работа властных структур», «выплаты, льготы отдельным группам населения», «стихийные бедствия», «рост цен, тарифов, экономические проблемы», «перевод школьников и студентов на дистанционное обучение», «другие события в России» (с комментариями: «отключение электроснабжения в Приморском крае в течение 9 часов»; «Хабаровск: разгоняли демонстрацию»).

Болевых точек в нищей империи становится всё больше. Сил и возможностей у власти их разрешить не наблюдается. А вот возможностей у рядового россиянина в этой ситуации становится, пусть на чуть-чуть, но больше. И всего-то надо выкинуть из головы мысль «от меня ничего не зависит» и в день выборов отдать свой голос за КПРФ. Вот тогда и ужин сытнее станет. А то меню от нынешней власти ни здоровью, ни долголетию не способствует.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: