Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Ртищево

Ртищево.Город.Ртищевский район

Ртищево
Ртищево.Яндекс карта

Город находится на северо-западе области на левом берегу реки Ольшанка в 171 километре от Саратова.

Местность, на которой расположено современное Ртищево, была населена людьми уже в древние времена. Представители кочевых племён оставили здесь напоминание о себе в виде шести курганов, впервые описанных членами Саратовской учёной архивной комиссии в конце XIX века. Как показали проведённые летом 2005 года археологические раскопки, относятся эти курганы к эпохе бронзы (примерно вторая половина второго тысячелетия до нашей эры), к раннесрубной культуре. Сосредоточены они в районе современной станции Ртищево-2, при раскопках помимо останков захороненных в курганах людей было найдено каменное изваяние женщины в остроконечном головном уборе, с монголоидным лицом и витой из четырёхгранного прута гривной на шее.

Первое упоминание о селе Покровском (Ртищеве) датировано 1666 годом, когда там уже существовал православный приход. Сегодня принято считать, что образовалось село на рубеже XVI и XVII веков и является таким образом одним из старейших в Саратовской области. Жители Покровского, названного так по престолу стоявшей в нём церкви и входившего в Подлесной стан Керенского уезда Шацкой провинции Воронежской (Азовской) губернии, были выходцами из Перемышльского уезда, о чём они писали в челобитной 1765 года о построении в селе нового храма. На тот момент сельцо насчитывало 61 двор и принадлежало помещикам Ртищевым, которым его в 1723 году за проявленный в Северной войне героизм пожаловал император Пётр I (с этого момента начинается документально подтверждённая часть истории села). Тогда же появилось и название Ртищево. Имя первого владельца до настоящего времени достоверно не установлено. Однако, с большой вероятностью можно утверждать, что им был комнатный стольник Петра I Василий Михайлович Ртищев, служивший в Семёновском полку, боевое крещение которого состоялось как раз в Северной войне.

В 1727 году Ртищев перевёз в новую вотчину на реке Ольшанке крестьян из своих других малоурожайных имений в сёлах Кадыщево Елатомского уезда, Антоньево Козловского уезда, Лысцево Коломенского уезда, Архангельское (Ктицы) Керенского уезда, Борки Переяславского уезда и деревнях Жуково Кадомского уезда и Никинино Саранского уезда. В середине XVIII века село унаследовал сын В. М. Ртищева Фёдор, также частью земель владел дворянин Фёдор Семёнович Агишев. В 1774 году ртищевские крепостные вместе с крестьянами других окрестных сёл участвовали с отрядом вахмистра Федяшева в народной войне под предводительством Емельяна Пугачёва. В 1794 году дочь Ф. М. Ртищева не стала выполнять последнюю волю отца, завещавшего безвозмездно отдать всю землю, скот, инвентарь и постройки крестьянам, и продала село секретарю сената Г. И. Ненарокомову, от которого оно затем перешло к крупному балашовскому землевладельцу Ченыкаеву. На рубеже 1830-х и 1840-х годов в нескольких верстах к востоку от Ртищева была образована владельческая деревня Благодатка (Благодатное, Богородское, Гремучие Ключи) – современная улица Песчаная на окраине города. Принадлежала деревня помещице Ненарокомовой, у которой благодатские крестьяне ходили на барщину с семи лет, и барщина была такой, «как барыня вздумает». У хозяйки Ртищева Ченыкаевой крепостных в рабочую пору держали на господской работе без отпуска до трёх недель и отпускали для своей работы только во время дождя.

Другими землевладельцами Ртищева того периода были Куткины, которые в 1850 году переселили часть своих крестьян в деревни Ивановку и Игнатьевку (ныне в черте Даниловки Аткарского района). По данным переписи 1859 года в Ртищеве насчитывалось 220 дворов, 557 мужчин и 535 женщин, через село проходил просёлочный тракт из Сердобска в Балашов. В Благодатке в 27 домохозяйствах проживали 117 мужчин и 107 женщин. После отмены крепостного права в Ртищеве образовались три общества бывших крестьян Ченыкаевой, Таушевой и Куткина. Благодатка на тот момент принадлежала помещице Батуриной, общество в деревне было сформировано одно. Оба населённых пункта входили в Голицинскую волость Сердобского уезда Саратовской губернии. В конце 1860-х годов к югу от Ртищева была проложена ветка Рязано-Уральской железной дороги Тамбов – Саратов. Станция Ртищево была введена в эксплуатацию в январе 1971 года, одновременно при ней начал заселяться одноимённый посёлок железнодорожников, который долгое время формально считался отдельным от села Ртищево населённым пунктом. Помимо запуска движения поездов в 1871 году на станции также заработал телеграф. В короткие сроки вокруг станции выросли два жилых дома, барак для рабочих и паровозное депо. Среди первых поселенцев были представители самых разных национальностей, от русских и украинцев до мордвы и немцев. В 1875 году в пристанционном посёлке проживали 467 мужчин и 419 женщин. Село Ртищево после появления в регионе железной дороги потеряло свой былой статус крупного хлебного рынка, так как торговля переместилась на станцию.

В 1891–1895 годах через Ртищево проложили железнодорожную ветку Пенза – Балашов – Харьков, что окончательно утвердило станцию в статусе одного из важнейших в стране узловых пунктов. К этому времени на ней уже имелись просторный каменный вокзал, православная церковь и школа. В посёлке проживало около 3000 человек. В селе Ртищево насчитывалось около тысячи жителей, имелись почтовая контора, земская школа, частная аптека, лавки и базары. Первой и главной улицей станционного посёлка была современная Железнодорожная, тянувшаяся вдоль путей. От неё отходили узкие и кривые улочки Никольская, Покровская, Дворянская, Ямская, Казачья, Базарная, Церковная и Кладбищенская, не имевшие тротуаров и утопавшие в грязи даже летом. На них богатые дома купцов соседствовали с тесными бараками рабочих, отдыхавших от 14-часовых трудовых будней там же в кабаках и пивных. Условия жизни и работы были крайне тяжёлыми, повсюду царили неграмотность с антисанитария. Такое положение дел создавало плодотворную почву для развития подпольного антиправительственного движения, которое, стремительно набирая обороты, несло страну к мятежному 1905 году. Первый революционный кружок в посёлке собрали К. Л. Иванов и В. Г. Чернышев. Просуществовал он лишь несколько месяцев и 25 ноября 1900 года был разгромлен.

Ртищево. Улица Железнодорожная-1912
Ртищево. Улица Железнодорожная-1912
Ртищево. Сергиевская улица-1916
Ртищево. Сергиевская улица-1916
Ртищево. Проводы делегации XVI Всесоюзной партийной конференции в Москву 1929
Ртищево. Проводы делегации XVI Всесоюзной партийной конференции в Москву 1929

Весной 1902 года станционный конторщик В. И. Цепулин создал новый кружок, занимавшийся в основном распространением среди рабочих революционных книг, брошюр, прокламаций и номеров газеты «Искра». Ночью 6 февраля 1903 года Цепулин и ряд других кружковцев были арестованы. К концу 1903 года в Ртищеве уже имелась крепкая революционная организация, насчитывавшая свыше 40 членов и имевшая связи с Саратовским комитетом РСДРП. Из губернского центра революционеры получали директивы и запрещённую литературу, на собственном гектографе два-три раза в месяц печатали «Рабочий листок». Именно эта организация возглавила первые забастовки ртищевских рабочих в январе и феврале 1905 года. Весной подпольщики распространяли листовки «К солдатам» в рядах квартировавшего в лагерях возле Ртищева 225-го пехотного резервного Лесного полка 57-й резервной пехотной бригады. На маёвку ртищевские крестьяне и рабочие собрались в лесу помещика А. С. Щербины, где слушали доклад и пели революционные песни. В том же мае месяце в Ртищеве прошла третья с начала года стачка работников железной дороги. Сопровождались забастовки прекращением движения поездов и разграблением складов и вагонов. 10 (23) октября ртищевцы присоединились к Всероссийской политической стачке. Эта забастовка длилась две недели, одним из важнейших её событий была агитация к восстанию возвращавшихся поездом с русско-японской войны солдат, которые разоружили направленный на станцию губернатором П. А. Столыпиным карательный отряд. Экономические требования бастовавших остались неудовлетворёнными, и в декабре железнодорожники вновь забастовали. 24 декабря (6 января 1906 года) на станции произошло вооружённое столкновение 1200 бастовавших с двумя ротами солдат и казачьим отрядом полковника Зворыкина, оцепившими вокзал с железнодорожными службами и арестовавшими руководителей стачки. В ходе перестрелки было убито шесть человек и ещё до десяти ранено. 27 апреля (10 мая) 1906 года торжественный молебен по случаю начала работы 1-й Государственной думы вылился в массовую антиправительственную демонстрацию рабочих станции, солдат и крестьян из окрестных сёл. Революционное пламя полыхало не только на станции, но и в селе Ртищево. 19 июня (2 июля) крестьяне восстали против помещика А. С. Щербины под руководством члена стачечного комитета организации РСДРП А. И. Косорукова. Мятежники планировали завладеть барскими землёй и имуществом и расправиться с деспотичным приказчиком Сорокиным, но из-за предательства односельчанина В. А. Мозякова восстание провалилось, с убитыми, ранеными и арестованными со стороны крестьян. После этих событий и окончательного разгрома революции по всей стране ртищевское подполье ушло в тень и в последующие годы решалось лишь на проведение маёвок в роще Шмели.

Ртищево. Общий вид 1912
Ртищево. Общий вид 1912
Ртищево. Нов. Николаевская улица-1914
Ртищево. Нов. Николаевская улица-1914

В 1910 году в селе Ртищево в 155 домохозяйствах проживали 547 мужчин и 512 женщин, имелись церковь, земская школа и больница. Надельной земли у крестьян было 181 десятина, купленной – 460. Сеяли в основном рожь, а также овёс и в небольших количествах просо. Лошадей держали 115 голов, коров – 123, жеребят и телят – 13, овец и свиней – 723. Железных плугов на всё село имелось 35, также в хозяйстве использовали две сеялки и жнейки, четыре веялки и одну молотилку. Пристанционный посёлок Ртищево насчитывал 803 двора, 3980 мужчин и 4250 женщин. Помимо рабочих, служащих и мещан в посёлке также проживали крестьяне, арендовавшие под посевы землю о обществ сёл Ртищево, Куклино и Дубасовка. При станции работали этапный пересыльный пункт политкаторжан, две церкви, двухклассные мужское и женское училища (каждое на 250 детей), почтово-телеграфная контора, железнодорожная больница, родильный приют, воинский продовольственный пункт и переселенческий пункт с приёмным покоем и столовой для следовавших через станцию переселенцев и воинских частей.

Ежегодно 14 мая и 30 августа проводились ярмарки с крупными оборотами. В деревне Благодатка насчитывалось 76 дворов, 243 мужчины и 166 женщин, работала церковно-приходская школа. Надельной земли имелось 170 десятин, купленной – 247, арендованной – 11. Половина посевов отводилась под рожь, также выращивали овёс и просо. Рабочего скота держали 73 особи, молочного – 66, гужевого – 33, мелкого – 624. Железных плугов было 34, веялок – 10, молотилок – 411. С началом Первой мировой войны станция Ртищево постепенно начала погружаться в хаос, начавшийся уже с мобилизацией, предшествовавшей объявлению Германией войны России. 20 июля 1914 года следовавшие через Ртищево в Самару запасные разбили винную лавку и пытались учинить беспорядок. На следующий день запасные Петровского уезда во время стоянки поезда разгромили казёнку. Ещё через день запасные Саратовского и Аткарского уездов разгромили склад лавки, после чего жандармский подполковник Балабанов с полицией оставшуюся водку уничтожил, а водку из другой лавки увёз за четыре километра от станции. 24 августа ртищевские рабочие собрались на молебен во славу русского оружия, после чего устроили шествие по посёлку с криками «ура» и единогласно пожертвовали полуденный заработок на нужды войны. С осени через Ртищево потянулся бесконечный поток военнопленных и раненых. С таким наплывом людей станция не справлялась, даже несмотря на построенные в 1915 году бараки для беженцев. В обстановке полной антисанитарии одна за другой возникали эпидемии.

После Февральской революции 12 (25) марта в Ртищеве был создан первый Совет рабочих и солдатских депутатов, в который вошли 42 человека. С апреля на станцию начали возвращаться репрессированные царским режимом и амнистированные Временным правительством большевики. Вслед за Октябрьским переворотом 30 октября (12 ноября) Ртищево заняли казаки, но до вооружённых столкновений дело не дошло. 30 декабря (12 января 1918 года) в Ртищеве была провозглашена Советская власть. 18 мая 1918 года из Ртищева в Саратов был направлен отряд рабочих и красноармейцев на подавление вспыхнувшего в губернском центре контрреволюционного мятежа. Как только ртищевские борцы за власть Советов вернулись обратно, на станции началось восстание Чехословацкого корпуса. В Первую мировую по инициативе чехов, англичан и французов из австро-венгерских военнопленных в России сформировали Чехословацикй корпус численностью около 50 тысяч человек, который планировалось использовать против кайзеровской Германии, и довольно большие силы которого дислоцировались в районе Ртищева. Статус набиравшегося при Временном правительстве корпуса с приходом к власти большевиков оказался под вопросом, а боеспособность чешских солдат серьёзно беспокоила партийную верхушку, видевшую в легионерах потенциальную угрозу. Вокруг чехов сгущалась напряжённая атмосфера недоверия, которая в конечном итоге привела к мятежу легионеров: на прошедшем 16–20 мая в Челябинске съезде чехословацких военных делегатов было решено отказаться сдать оружие (на чём настаивали большевики), разорвать все отношения с новой российской властью и двигаться на Владивосток. На станции Ртищево в те дни стояли прибывшие ранее из Тамбова эшелоны четвёртого стрелкового полка первой чехословацкой дивизии численностью до 2000 человек, которые 25 мая подняли мятеж и заняли вокзал, телеграф, склады и магазины.

На подавление восстания в Ртищево были направлены латышский отряд В. Солонина из Кирсанова и части Красной Армии из Аткарска, Балашова и Саратова. В ходе боёв за станцию 27–28 мая красным удалось окружить и обезоружить противника, но подоспевший на помощь отряд Станислава Чечека вынудил уже красноармейцев перейти к обороне. Чехи перерезали телеграфные провода и начали осаду станции, закончившуюся для них, однако, неудачей (во многом из-за высланного на помощь оборонявшимся подкрепления из Балашова) и отступлением на Сердобск. В освобождённом Ртищеве 1 июля была создана большевистская организация (35 членов). Через год после бурных майских событий Ртищево вновь оказалось под угрозой захвата, на этот раз со стороны воевавших в районе Балашова белых отрядов Деникина. Обеспокоенный положением дел в Прихопёрье, Ленин телеграфировал в Саратов: «Заставьте всех подтянуться и дисциплинироваться, телеграфируйте результаты, укрепите особенно Ртищево». Особое внимание станции вождь революции уделял и в последующих своих телеграммах, а 18 июля 1919 года по его поручению на станцию на агитационном поезде «Октябрьская революция» прибыл из Кирсанова М. И. Калинин. На собравшемся в тот же день многотысячном митинге всероссийский староста призвал к решительной борьбе против белых и зелёных, а следующий день посвятил осмотру окрестных полей и встречам с ходоками от крестьян в кинотеатре «Прогресс». С началом в августе 1920 года Тамбовского восстания над Ртищевом снова нависла опасность. 7 октября на станцию прибыл оперативный штаб по подавлению «антоновщины» – здесь он дислоцировался вплоть до полной ликвидации банд на территории Саратовской губернии. Заведующий секретно-политическим отделом Ермилов докладывал о положении дел: «Есть бронелетучка, но Ртищево оставлено без наблюдения, караул мал, надо охранять водокачку».

Ртищево. Вид от Большой улицы 1900-1910
Ртищево. Вид от Большой улицы 1900-1910
Ртищево. Вид на Никольскую церковь с Мало-Московской улицы-1912
Ртищево. Вид на Никольскую церковь с Мало-Московской улицы-1912
Ртищево. Большая улица 1907-1910
Ртищево. Большая улица 1907-1910

В Ртищеве на тот момент находились 94 резервиста, штаб размещался на вокзале. Первый налёт на станцию антоновцы совершили 2 февраля 1921 года со стороны села Шило-Голицыно, воспользовавшись уходом бронелетучки на Летяжевку. Отряд из 200 конных бойцов захватил Ртищево и учинил на станции разгром, в ходе которого были попорчены 15 телеграфных аппаратов, пять паровозов, разграблены семь вагонов груза и склад кооператива, расстреляны три красноармейца и три милиционера, захвачены в плен 10 красноармейцев и помощник коминдира 4-й роты 293-го полка. На следующий день 2-й батальоном 1-го стрелкового полка ВНУС в составе 260 штыков отбил Ртищево и восстановил движение поездов и телеграфную связь. Среди жителей и рабочих станционного посёлка антоновская пропаганда имела серьёзный успех, из-за нараставших антисоветских настроений с 8-го по 16 марта на станции даже объявляли осадное положение. В начале лета 1921 года девятитысячная 1-я Повстанческая армия А. В. Богуславского вновь захватила Ртищево. Против неё были брошены кавалерийские бригады Г. И. Котовского, М. П. Ковалёва, В. И. Дмитриенко, стрелковая бригада из Самары и три автобронеотряда. Общее командование операцией по возвращению станции осуществлял И. П. Уборевич. Не выдержав натиска красных, антоновцы отступили, разграбив при этом магазины и взорвав предназначавшиеся для заправки паровозов резервуары с водой.

На этом гражданская война для Ртищева закончилась, но одновременно пришла новая беда – голод, причиной которого стали засушливое лето и необдуманная политика властей, которые в сложившейся безвыходной ситуации были впервые вынуждены принять помощь от западных стран. После начала голода великий норвежский путешественник и гуманист Фритьоф Нансен по поручению Международного комитета Красного креста создал фонд для оказания помощи голодающим Поволжья. 29 ноября Нансен прибыл из Саратова в Ртищево, где распорядился создать распределительную базу помощи голодным рабочим и крестьянам, проверил, как кормят детей-сирот, посетил пункты выдачи пайка в окрестных волостных сёлах. В самом посёлке за счёт фонда Нансена содержались две столовые, где бесплатно кормили 830 сирот, отпускали обеды нуждающимся семьям и транзитным пассажирам. В Ртищеве Нансен провёл три дня, в течение которых ночевал в помещениях вокзала (фасад в память об этих событиях 14 сентября 2010 года украсила мемориальная доска). В 1922 году началось переименование ртищевских улиц: Сергиевская стала стала Советской, Дворянская – Пролетарской, Монопольская – Октябрьской, Гимназическая – Народной, Николаевская получила имя В. Володарского. В следующем году новые названия получили улицы пристанционного района Поповы Выселки: Рабочая Слободка, Революционная, Коммунальная и Степана Разина, также к 150-летию Пугачёвского бунта Старо-Почтовую улицу переименовали в Пугачёвскую, а объединённые улицы Кладбищенская в Владимирская образовали улицу Красную.

6 июня 1925 года на заседании Президиума ВЦИК было принято постановление о присвоении станционному посёлку Ртищево статуса города, а 23 июля 1928 года был образован Ртищевский район. 22 апреля 1930 года вышел первый номер районной газеты «Путь Ленина». Благодатка до начала 1930-х годов была центром Благодатовского сельсовета, после чего вошла в Ртищевский сельсовет. В селе Ртищево в 1929 году был создан колхоз «Труд-30», переименованный 2 апреля 1936 года в колхоз имени 8 Марта. Город в это время быстрыми темпами разрастался, что было в первую очередь обусловлено расширением железнодорожного узла. Строились новые образовательные учреждения, предприятия пищевой промышленности, жилые массивы, образовались новые улицы в залинейной части города.

В 1937 году Ртищево было предложено переименовать в честь наркома внутренних дел СССР Н. И. Ежова и избавиться таким образом от напоминания о крепостном прошлом. Эта инициатива рассматривалась властями всерьёз, однако после ареста и расстрела Ежова она потеряла актуальность. В 1938 году в городе проживали 24781 человек, в селе Ртищево – 821, в Благодатке – 8237. После нападения фашистской Германии на СССР уже в первые недели войны на защиту Родины ушли тысячи ртищевских добровольцев. С приближением фронта к Сталинграду и угрозой бомбардировок транспортного узла, имевшего огромное стратегическое значение для советской армии, в городе объявили режим светомаскировки. С целью ввести противника в заблуждение в близлежащих полях были созданы ложные объекты, на которые самолёты люфтваффе ошибочно сбрасывали свои бомбы. Кроме того город был хорошо защищён зенитными орудиями. Знаменитый немецкий фельдмаршал Паулюс, пленённый в Сталинграде, в своих записях позже отметил невозможность своевременного уничтожения ртищевского железнодорожного узла как одну из главных причин поражения немцев в Поволжье. Составы с войсками, техникой, боеприпасами, провизией и ранеными шли через Ртищево бесконечным потоком; обеспечивали работу и безопасность этой «дороги жизни» своим самопожертвенным трудом ртищевские железнодорожники, дружины по снегоборьбе, бойцы городского ополчения. Раненых лечили в трёх госпиталях, крупнейшим из которых был Полтавский №387 в здании дворца культуры.

В 1941–1943 годах в Ртищеве дислоцировался 100-й отдельный батальон воздушного наблюдения, оповещения и связи, в 1942–1943 годах – 243-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион и 6-я окружная школа отличных стрелков снайперской подготовки при Приволжском военном округе, осенью 1942 года – 8-я гвардейская стрелковая дивизия. На юго-западном фронте в боях участвовал самолёт-истребитель «Ртищевский железнодорожник», построенный на средства академика В. Н. Образцова, куратора Ртищевского железнодорожного узла. За годы войны ртищевцы приняли свыше 12 тысяч эвакуированных из Белоруссии, Украины и Прибалтики. 15 апреля 1944 года в Ртищево была переведена 2-я Балашовская военная авиационная школа пилотов. В июле 1945 года её упразднили, но уже в 1948 году началось формирование 2-го учебного авиаполка Балашовского военного авиационного училища лётчиков-бомбардировщиков дальней авиации на самолётах УТ-2 и Як-18. Так было положено начало современным ртищевским авиагородку и аэродрому. В послевоенные годы город продолжил расти и модернизироваться. Строились новые жилые дома и городской водопровод, велись электрификация и радиофикация улиц, на многих из которых появились мостовые. В 1956 году на пустыре возник новый юго-западный район. Благодатка, остававшаяся отсталой, неблагоустроенной деревней, 6 июня 1957 года была присоединена к городу как улица Песчаная. Колхоз села Ртищево в 1957 году объединился с сельхозартелью «Новый свет» в колхоз имени XX партсъезда с центральной усадьбой в Ивано-Куликах.

23 декабря 1961 года был сдан в эксплуатацию строившийся с 1955 года современный больничный городок (W)7. В 1967 году была предпринята вторая и последняя неудачная попытка переименовать Ртищево на пролетарский лад. 23 января 1968 года село Ртищево объединилось с посёлком Шмели, а 28 июня 1971 года его вывели из состава Октябрьского сельсовета и включили в черту города вместе с 1103 жителями. В 1973 году началось сооружение нового городского водопровода с подачей воды из Хопра вместо старого с водой из Изнаира и Ольшанки. В 1976 году в Ртищеве проживали 42500 человек. Несколькими годами ранее была завершена газификация города, ставшая возможной после сдачи в эксплуатацию газопровода Саратов–Москва. В 1980-х годах при больнице были построены поликлиника, инфекционное и детское отделения. Районную газету «Путь Ленина» в 1990 году переименовали в «Перекрёсток России».

Ртищево. Кинотеатр им.Калинина 1962
Ртищево. Кинотеатр им.Калинина 1962
Ртищево. Вокзал.Архив
Ртищево. Вокзал.Архив

В 1995 году в Ртищеве проживали 44900 человек. Городская промышленность в послесоветские годы пришла в упадок, в результате чего несколько крупных предприятий прекратили своё существование. В то же время статус одного из важнейших транспортных узлов России город сохранил. 1 августа 2001 года был утверждён герб Ртищева и Ртищевского района. Его центральные элементы – две сабли, стрела и подкова из герба рода Ртищевых (символизируют историческое прошлое края) и замкнутый в кольцо серебристо-чёрный шнур (символизирует железную дорогу вокруг города). Ртищевскую авиабазу (W) с 1 сентября 2002 года занимает Балашовский учебный авиационный центр подготовки лётного состава, 4-й авиационный факультет дальней и военно-транспортной авиации Краснодарского военного авиационного института имени А. К. Серова. Сегодня на нём ведётся подготовка лётного состава на самолётах Ан-24 и Л-410.

Численность населения города по данным 2016 года составляет 39612 жителей. Современное Ртищево – стандартный российский малый город, в котором типовая советская городская застройка соседствует с частными домовладениями сельского типа. Сфера розничной торговли представлена как частными магазинами, так и крупными сетевыми филиалами, такими как «Магнит» и «Гроздь». В центре города работает крупный колхозный рынок. Ртищевская районная больница, ведущая свою историю от созданной в 1904 году участковой клиники, ныне включает в свою структуру стационарное отделение, взрослую и детскую поликлиники. Отделенческая больница на станции Ртищево-1 существует с 1893 года и после реструктуризации начала 2000-х годов располагает стационарным отделением и двумя поликлиниками. Туристический интерес Ртищево представляет небольшой, разве что для краеведов и любителей железнодорожного транспорта и его истории. Городом-побратимом Ртищева является словацкий Левице (5 сентября 1984 года в целях укрепления дружбы между городами и в честь 40-летия Словацкого восстания Парковский переулок был переименован в улицу Левице)7.

Промышленность

Промышленность начала развиваться в пристанционном посёлке с начала XX века, когда в Ртищеве заработали деревянная мельница Дурасова и каменная паровая мельница Тейльмана. Последняя была построена в 1908 году, располагала паровой машиной на 44 силы и электрическим освещением, перемалывала местные рожь (2000 пудов в сутки) и просо (400–600 пудов), которые преимущественно сбывали на месте или отправляли в Москву и Петербург. Располагались эти мельницы на месте современного хлебозавода на Советской улице. В 1911 году купец Михайлов построил на улице Новой ещё одну каменную мельницу (здание простояло до 1991 года)26. Также с конца XIX столетия при станции работал элеватор с керосиновым двигателем, вмещавший 100 тысяч пудов зерна.

Мясокомбинат

Крупнейшее же предприятие царской эпохи было построено в 1909–1911 годах8 английскими промышленниками братьями Ричардом и Джеймсом Барсельманами и впоследствии выросло в крупный мясокомбинат (W), проработавший почти век. До революции это была большая скотобойня, занимавшаяся скупкой и экспортом за границу куриных яиц, птицы, свинины, мяса, дичи и других скоропортящихся товаров. На предприятии, к которому вела отдельная железнодорожная ветка, имелись склад-холодильник на 200 вагонов с двумя компрессорами аммиачной системы, бойни с огромным подвалом для солки свинины, экспортируемой в Англию под маркой зелёного шпика «Бекон», специальные приспособления для массового убоя свиней, салотопня, колбасная, три корпуса кормушек для кур на 36 тысяч пар, кормушки для свиней по 500 штук, здание для ощипки битой птицы и её сортировки. Лучшая продукция шла на экспорт, для местного населения производилась дешёвая колбаса. Условия и безопасность работы, что характерно для того времени, были на низком уровне, рабочие часто травились ядовитыми газами. В советские годы предприятие продолжило работу как беконная фабрика, 7 ноября 1930 года недалеко от неё появился первый в СССР свиносовхоз «Выдвиженец». Для подготовки кадров для разраставшегося мясокомбината в 1941 году открылось ФЗУ №43. В 1968 году предприятие подверглось основательной реорганизации и модернизации. При работе на полную мощность комбинат вырабатывал ежегодно 7000 тонн мяса и субпродуктов, 3000 тонн колбас, около 200 килограммов варёных кормов для животных и птицы, до 300 тонн жиров. В период расцвета на мясокомбинате производили полуфабрикаты, варёные, полукопчёные и копчёные колбасные изделия, работали технологическая линия по выпуску мясных консервов, участок по выработке копчёных деликатесов. В 1989 году хозяйства Прихопёрья поставили мясокомбинату 34 тысячи голов крупного рогатого скота, 90 тысяч свиней и 12 тысяч овец. С развалом СССР на заводе начался упадок, обусловленный разорением колхозов и совхозов и нехваткой как сырья, так и заказов. К концу 1990-х годов производство частично снова наладилось, помимо колбас и мясных консервов также был организован выпуск макаронных и хлебобулочных изделий. Одновременно начавшаяся реконструкция и реструктуризация комбината, однако, окончательно его погубили, и в 2001 году мясокомбинат прекратил своё существование. Его территория и постройки ныне пребывают в заброшенном состоянии.

Главный корпус фабрики «Гигровата»

Единственный корпус бывшего мясокомбината, который продолжает сегодня работу, – это перьево-пуховая фабрика (W), открытая в 1978 году и занимающаяся производством одеял и подушек. В 1990-е годы фабрика вместе с мясокомбинатом переживала упадок и даже закрывалась в 1998 году, но в 2000 году была приобретена московским торговым домом «Даргез» и через год возобновила работу как ЗАО «Даргез-Ртищево». В настоящее время фабрика производит более шестидесяти видов пухо-перьевых изделий и постельных принадлежностей от эконом- до супер-класса.

В 1967 году на юго-западе Ртищева открылась фабрика «Гигровата» (W) по производству одёжной и гигроскопической медицинской ваты. Построенная с откровенными просчётами, касавшимися в первую очередь качества водоснабжения, она уже в первые годы подверглась реконструкции. В 1972 году началось производство молочных фильтров, а в 1987-м – холстопрошивного безниточного вискозного полотна медицинского назначения (впервые в стране)12. В 1992 году фабрика была отреставрирована, но в последовавшие кризисные годы работала с серьёзными перебоями. В 2003 году предприятие стало обособленным подразделением саратовского ООО Ватная фабрика «Забота», после чего было закуплено новое оборудование по выпуску бинтов, начался выпуск и сбыт обработанного хлопка. Несмотря на это, в 2008 году производство окончательно остановилось, а через год фабрика официально закрылась.

Швейная фабрика №10

Рядом с «Гигроватой» в 1976 году была сдана в эксплуатацию швейная фабрика (W), начавшая работу в 1963 году и размещавшаяся до переезда в ветхом дореволюционном здании у вокзала. В ранние 1990-е годы фабрика работала в качестве структурного подразделения саратовского ОАО «Волжанка» и выжила благодаря американским инвесторам. Швейный цех на четыре потока располагал мощностью до 140 тысяч изделий в месяц. Тем не менее, в условиях начавшегося засилья дешёвой зарубежной одежды на российских рынках ртищевская швейная фабрика с её устаревшим оборудованием и долгами была обречена. Некоторое время одновременно с распродажей объектов недвижимости фабрика продолжала выпуск спецодежды для железнодорожников и Министерства обороны, после чего в 2004 году по завершению процедуры банкротства предприятие окончательно закрылось, а его заброшенные здания были впоследствии снесены.

Ртищевская птицефабрика  открылась в 1967 году. В советские годы она производила до 450 тонн диетического мяса и 28 миллионов яиц в год. За этот период были построены теплица и колбасный цех, кормами предприятие снабжала собственная пашня. После развала СССР предприятие реорганизовали в ТОО «Птицевод»12 (ныне ЗАО). Сегодня оно является одним из крупнейших в городе и имеет пять фирменных магазинов, более трёх тысяч гектаров пахотных земель, инкубатор, цех по переработке яиц в яичный порошок, забойный цех, крупорушку, кормовой и колбасный цеха, свинарник на 220 голов. Производственная база регулярно модернизируется и расширяется.

Ремзавод

Ртищевский ремонтно-механический завод (W) был основан 1 июля 1980 года на базе спецмастерских районного производственного объединения по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства «Сельхозтехника». Для нового предприятия возвели здание цеха восстановления деталей и цех по восстановлению блоков двигателей. Изначально завод специализировался на капитальном ремонте тракторных двигателей для колхозов и совхозов Саратовской, Пензенской и Тамбовской областей. В 1982 году была построена кислородная станция по ремонту и зарядке кислородных, углеродных и аммиачных баллонов. В ранних 1990-х годах начался выпуск товаров народного потребления (гвозди, изгороди, рабица), мебели (столы, шкафы, табуретки) и мыла, открылся центр продажи запчастей к тракторам. Из-за отсутствия заказов и прекращения поставок природного газа в 1994 году завод не работал. В 1995 году его вновь открыли и запустили установку по тонкой очистке масла автотранспортных двигателей и цех по переоборудованию автомобилей ЗИЛ-130 и ГАЗ-53 с карбюраторных двигателей на дизельные. Также производился капитальный ремонт двигателей Д-65, Д-240Л, Д-240, возобновилась реализация кислорода в баллонах. К концу 1990-х годов открылись мельничный комплекс и установка по выжиму растительного масла. В начале 2002 года предприятие преобразовали в ОАО «Ремонтно-механический завод Ртищевский», но в том же году из-за резкого снижения количества заказов завод вновь встал. Последовавшие реструктуризация и попытки реорганизации производства успехом не увенчались, и в марте 2005 года завод был объявлен банкротом. В начале 2012 года его здания и имущество были выставлены на продажу.

Маслозавод существовал в Ртищеве примерно с 1920-х – 1930-х годов. При Н. С. Хрущёве предприятие переехало на новую площадку в районе ртищевской машинно-тракторной станции. В конце 1960-х годов на заводе была проведена новая реконструкция и модернизация, однако проблему устаревания и износа оборудования эти меры не решили. В результате в 1983 году был построен новый завод (W) с двумя цехами (кисломолочной продукции и коровьего масла), двумя электростанциями, котельной и тремя артскважинами с водонапорными башнями. В 1990-х годах из-за развала колхозов и совхозов практически прекратилась поставка молока, из-за чего на маслозаводе начался затяжной кризис. В 1994 году были освоены производство казеина и нефильтрованного пива «Аист», в 1996-м предприятие реорганизовали в ООО Маслодельный завод «Ласточка». В 1998 году началось производство фруктово-ягодного йогурта и сильногазированных безалкогольных напитков. В 2001 году завод после смены руководства преобразовали в ОАО Ртищевский молочный комбинат «Зорька» саратовского производственного объединения «Саратовмясмолпром», была проведена точечная модернизация производства. Несмотря на это, уже в 2003 году завод прекратил работу из-за конфликтов с поставщиками и заказчиками, в феврале 2004 года всё имущество было выставлено на продажу. 25 мая 2005 года новые владельцы открыли завод как ООО Ртищевский молочный комбинат «Солнце» с целью начать выпуск сгущённого молока, но планам этим не суждено было сбыться. В 2013 году бездействовавшее на протяжении десяти лет предприятие признали банкротом. В 2015 году на территории бывшего завода открылась мойка для грузовых автомобилей.

Ещё одно ныне утраченное предприятие пищевой промышленности – хлебозавод Ртищевского отдела рабочего снабжения Юго-Восточной железной дороги (W). Его строительство велось с 1961 года, в эксплуатацию комбинат сдали в середине июня 1966 года. На территории помимо самого производственного здания имелись мучной склад, проходная и вагон-склад, мощность завода составляла 100 тонн хлебобулочных изделий в сутки. Предприятие обеспечивало продукцией ртищевские магазины, предприятия, больницы, столовые и кафе, а также железнодорожные станции на пензенской, балашовской и кирсановской ветках. Закрылся завод в 2007 году.

Завод «Аргон» (W) был открыт в 1968 году как цех №51 саратовского завода «Генератор» в помещении горэлектростанции. Предприятие изначально занималось вырезкой металла, одновременно неподалёку строили новое здание с кузницами, котельной, гаражами и складами. В ноябре 1971 года завод стал филиалом саратовского завода «Контакт» и перешёл на выполнение оборонных заказов. К концу советской эпохи завод был вторым по величине и значимости предприятием города после локомотивного депо. Обретя самостоятельный статус, «Аргон» начал выпускать пилорамы, доильные установки, мельницы-дробилки, сковородки и кастрюли, фурнитуру для мебели, глушители для автомобилей. Одновременно для работников строились квартиры, кафе, два детских комбината, магазин, прачечная, котельная и база отдыха на Хопре. В мае 1994 года завод был приватизирован и преобразован в ОАО «Аргон». На рубеже XX и XXI веков предприятие освоило выпуск вакуумных выключателей для предприятий российской энергетики и сушильных камер для заказов сельхозпроизводителей, тогда же на базе механического цеха было создано ЗАО «Кват» по обработке и изготовлению различных металлических изделий и деталей. Также с 2014 года часть помещений «Аргона» арендует мебельная компания ООО «Король Диванов», занимающаяся пошивом чехлов для мягкой мебели.

Помимо вышеперечисленных объектов промышленности в Ртищеве сегодня также работают хлебокомбинат ТОО «Каравай» (W) (хлеб, квас, макаронные изделия и пряники), элеватор (W) на 63 тысячи тонн зерна и работающая с конца 1920-х годов типография (W).

Ртищево.Храм
Ртищево.Храм

 

Ртищево.Фонтан
Ртищево.Фонтан

 

Ртищево.Стадион
Ртищево.Стадион

 

Ртищево.Памятник Ленину
Ртищево.Памятник Ленину

 

Ртищево.Вокзал
Ртищево.Вокзал

 

Ртищево.Братская могила
Ртищево.Братская могила
Ртищево
Ртищево
Ртищево
Ртищево
Ртищево
Ртищево
Ртищево
Ртищево

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: