Об эффективности дистанционного обучения в контексте российской системы образования в интервью школьников и студентов
Согласно исследованию, проведенному информагенством «Новости», более 50% россиян не готовы к продолжению обучения в дистанционном формате после окончания эпидемии коронавируса. Более того, многие неравнодушные граждане уже написали ряд статей с громкими заголовками, утверждающими, что дистанционная форма ставит крест на всей системе образования.
Однако нет иного способа лучше узнать эффективность нововведений в системе образования, чем спросить у самих обучающихся. Газета «Коммунист — век XX-XXI» провела интервью с учащимися одной из школ и института.
Об аспектах школьной жизни в нынешних условиях рассказал ученик 11 класса средней общеобразовательной школы Алексей.
— Алексей, насколько ты знаешь, тема дистанционного обучения сейчас является достаточно острой, и многие критики отзываются о ней неоднозначно. Скажи, удобно ли тебе самому обучаться в дистанционном режиме?
— Да, вполне. Только вот заданий много дают.
— Как ты считаешь, изменился ли объем получаемых знаний за время обучения в таком формате?
— Изменился, теперь по некоторым предметам занятия прекратились. Так как я в 11 классе, то я учу уроки только по профилю.
— А прекращение занятий по остальным предметам связано с переходом на «дистанционку», или так должно было быть и без вируса?
— Не знаю, наверное, чтобы уменьшить нагрузку на учеников, в министерстве было решено дать им возможность готовиться только по тем предметам, которые они сдают. Надо отдать должное — это правильный ход. В мае в обычное время у учеников 11-х классов есть уроки, но их посещают очень мало человек.
— Проводятся ли у вас онлайн занятия, или вам просто каждый раз дают задание?
— Нам дают задания, например, по русскому, но наш учитель дополнительно дает нам еще пояснение и материал из интернета, который помогает выполнять задания. А занятий как таковых нет, хотя по истории с учителем выходили на связь пару раз, он нас опрашивал по теме, которую задавал.
— Значит онлайн занятий в режиме диалога с преподавателем, кроме как нескольких, по истории, у вас нет?
— В первую неделю один раз был опрос стихов по литературе, дальше для меня литература закончилась. Хотя мои одноклассницы говорят, что занятия по литературе у них проходят по скайпу.
— По остальным предметам, значит, такие занятия не проходят. Тогда такой вопрос: готов ли ты продолжать обучаться «дистанционно» после окончания эпидемии? Какой формат для тебя лучше?
— После эпидемии я планирую отдохнуть, так как я сейчас усиленно готовлюсь к ЕГЭ. Хотя, безусловно, режим офлайн лучше.
— Кстати, по поводу ЕГЭ. Как ты относишься к переносу экзаменов?
— Адекватно, ведь этого требует ситуация. Я везде ищу пользу, перенос ЕГЭ дает больше времени для подготовки к экзамену.
Со слов Алексея становится ясно, что в школах ситуация обстоит еще не самым худшим образом. Главным минусом является отсутствие онлайн-занятий, что усложняет процесс обучения.
Гораздо хуже реализовано дистанционное обучение в институтах, о чем свидетельствует интервью со студентом 3 курса Александром.
— Александр, перейду сразу к вопросу. Удобно ли тебе обучаться в дистанционном режиме?
— Нет. Постоянно не работает ЭИОС (электронная информационно-образовательная среда), преподаватели многие слабо подготовлены к работе в интернете, иногда даже выпадают из графика.
— Как ты считаешь, изменился ли объем полученных знаний за время обучения в таком формате?
— Считаю, что задания даются в авральном режиме, и это очень усложняет обучение.
— На твой взгляд, мера дистанционного обучения в нынешних условиях оправдана?
— Оправдана. Но не оправданы идеи использовать подобные методы вне ситуации с вирусом.
— То есть, по-твоему, лучше «классическая» форма обучения?
— Гораздо. Это личный контакт, социализация, реальное общение и более адекватная подача материала.
— А проводятся ли у вас онлайн лекции и семинары? Или преподаватели просто дают задания?
— Проводятся, но не по всем предметам.
— А с чем это связано?
— Думаю, что с квалификацией преподавателей и их желанием проводить что-то подобное.
Поистине ужасающим является тот факт, что, со слов Александра, некоторые преподаватели просто не желают проводить занятия или хоть как-то подготовиться к работе со студентами в режиме онлайн.
Поэтому возникает закономерный вопрос: достаточно ли проработанным был план перевода образовательных учреждений на «дистанционку» и был ли он вообще? Как выяснилось, учеба в таком формате осложняется сразу несколькими факторами, более того, со стороны вышестоящих органов не предпринимается никаких попыток решить эти проблемы. Студентам и школьникам не оставили никакого выбора, кроме как надеяться на скорейшее завершение процесса, которое в правительстве с гордостью называют «дистанционным обучением».
Пауль Брандлерг, г. Саратов
Будьте первым, кто оставит комментарий!